Грузия: три года до Европы
Читать на сайте Вестник КавказаОтсутствие официальной перспективы расширения Евросоюза не означает, что Грузии не стоит подавать заявление о членстве в ЕС. Чтобы добиться успеха, Грузия должна быть более креативной во внешней политике, пишут эксперты Теона Лаврелашвили и Стивен Ван Хеке в материале для Euractiv. Внешнеполитический дебют Грузии 2021 года состоялся в Брюсселе. 22-23 января президент страны Саломе Зурабишвили встретилась с президентами Европейского совета, Европейской комиссии и Европейского парламента, а также с генеральным секретарем НАТО.
В разгар пандемии Covid-19 Зурабишвили озвучила ключевое сообщение: Грузия готовится официально подать заявку на членство в ЕС к 2024 году.
Заявление привело многих реалистов в ЕС в замешательство – они полагают, что Евросоюз устало от расширения. Если ЕС и будет приветствовать новых членов, приоритетом окажутся Западные Балканы. Однако европейские оптимисты оказались менее скептичны и задались вопросом, почему бы не дать Грузии шанс. Там большинство населения выступает за интеграцию с ЕС; страна показала хорошие результаты в своей программе реформ, которые оказались даже лучше, чем в некоторых странах Западных Балкан; и ЕС, наконец, сможет продемонстрировать свою геополитическую мощь в регионе, более серьезно взаимодействуя с Грузией.
Конечно, этих аргументов недостаточно, и нужно смотреть как на политические, так и на технические аспекты членства Грузии. Нынешняя форма отношений Грузии с ЕС – "Восточное партнерство" (ВП), которое менее амбициозно по сравнению с программой Западных Балкан. Последним предоставляется перспектива членства в ЕС, в то время как странам ВП никогда не оказывалась такая "честь", несмотря на их неоднократные просьбы. Несоответствие ожиданий - одна из основных слабых сторон политики Восточного партнерства. Главный недостаток программы заключается в парадоксальном составе стран с разной степенью амбиций. Грузия, Молдавия и Украина выразили готовность к более тесному сотрудничеству с ЕС, подписав Соглашения об ассоциации, в то время как Армения, Азербайджан и Белоруссия непреклонны с точки зрения дальнейшего партнерства.
Фактически, из трех ассоциированных стран Грузия кажется наилучшим кандидатом для такого смелого шага. Украина по-прежнему вовлечена в борьбу между реформаторами, которые готовы перестроить всю систему, и сторонниками старой системы. Новоизбранный прозападный президент Молдавии не имеет большинства в парламенте, чтобы действовать решительно. Безусловно, Грузия далека от идеала в политическом отношении. Результаты недавних парламентских выборов спровоцировали политический кризис, поскольку значительная часть оппозиции отказывается пройти в парламент. Не говоря уже о других проблемах, особенно экономических трудностях и высоком уровне бедности.
С точки зрения ЕС, заявление Грузии о членстве в блоке без предварительного разрешения может показаться нереальным. Хотя Грузия теоретически удовлетворяет формальным критериям приемлемости, закрепленным в статье 49 Договора о Европейском союзе, со временем ЕС разработал процедуры, предшествующие процессу подачи заявок. Иными словами, Европейский совет сначала решает, предлагать или не предлагать стране перспективу членства. Если решение принимается единогласно, тогда страна становится официальным кандидатом.
Означает ли это, что отсутствие такой перспективы и неподготовленность Грузии должны оттолкнуть страну от подачи заявки на членство? Не обязательно, но для того, чтобы добиться успеха, Грузия должна руководствоваться новыми подходами в своей внешней политике, а также активизировать усилия по укреплению экономических реформ и верховенства закона. Основные послания Грузии всегда были ориентированы на мобилизацию Запада для решения ее проблем, в основном, вопроса территориальной целостности. Тбилиси всегда призывал к ”большему присутствию ЕС в стране”, но менее активно вносил вклад в политическую повестку дня Запада новаторскими идеями.
Готов ли ЕС принять заявку Грузии? Сам по себе ЕС никогда не будет полностью готов. Прогресс с обеих сторон требует действий, а также видения, и заявление Грузии служит этим целям. Да, страны Западных Балкан выстраиваются в очередь, но не секрет, что некоторым из них, особенно Боснии и Герцеговине, а также Косово, понадобится гораздо больше времени, чтобы продвинуться по пути интеграции в ЕС. Перспектива членства не всегда играет важную роль, но для Грузии это вопрос национальной безопасности, а для ЕС - вопрос геополитики. Готовность ЕС принять заявку Тбилиси окажет положительный эффект еще и с той точки зрения, что подтолкнет Украину и Молдову к продвижению своих программ реформ и сохранению на орбите Запада.
Авторы Теона Лаврелашвили - директор проектов European Party Monitor в Лёвенском католическом университете, бывший директор по вопросам политики в Европейской комиссии, DG NEAR (директорат по вопросам расширения ЕС); Стивен ван Хеке - доцент Лёвенского католического университета, координатор проектов European Party Monitor