Азербайджан представил в США концепцию послевоенного Южного Кавказа
Читать на сайте Вестник КавказаНакануне помощник президента Азербайджана – завотделом по вопросам внешней политики президентской Администрации Хикмет Гаджиев принял участие в онлайн-семинаре вашингтонского Атлантического совета, в ходе которого ответил на вопросы участников мероприятия, в том числе таких американских дипломатов, как глава Атлантического совета Джон Хербст и экс-послы США в Азербайджане Ричард Морнингстар, Роберт Секута и Мэтью Брайза, а также представителей армянской диаспоры.
Вопросы были посвящены всему спектру прошлого и будущего отношений Азербайджана с Арменией, Россией и США, и ответы Хикмета Гаджиева в итоге сложились в целостную программу видения азербайджанскими властями ситуации на Южном Кавказе и задач по ее развитию в сторону стабильного мира и процветания региона.
В ходе выступления азербайджанский чиновник постоянно подчеркивал, что война между Азербайджаном и Арменией завершена окончательно, обратного пути к конфликту между государствами нет, и сейчас конфронтация изменилась в пользу перспектив кооперации. Завершение Карабахской войны деоккупацией азербайджанских территорий создало отличные условия для нормально регионального сотрудничества и интеграции, а новая архитектура безопасности Южного Кавказа уже находится в стадии становления. В то же время он отмечал, что вызовов и проблем все еще достаточно для того, чтобы в их решении требовалась помощь и поддержка партнеров как в регионе, так и за его пределами.
Говоря о том, как стала возможной Вторая Карабахская война, завотделом по вопросам внешней политики Администрации президента Азербайджана обратил внимание американских собеседников, что в 2018 году, когда к власти в Армении пришла команда Никола Пашиняна, Азербайджан продемонстрировал конструктивный подход и стратегическое терпение, создав необходимые условия, чтобы при новом руководстве в Ереване стороны смогли продвинуться к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Однако вместо этого Баку получил с армянской стороны череду политических провокаций.
В частности, напомнил Хикмет Гаджиев, летом 2019 года Никол Пашинян, находясь на оккупированных территориях Азербайджана, заявил, что "Карабах – это Армения, и точка". Спустя немногим менее года министр обороны Давид Тоноян, находясь с визитом в США, провозгласил обновленную агрессивную концепцию армянской армии – "новая война за новые территории", вслед за чем сразу же последовала июльская провокация 2020-го года против Товузского района Азербайджана, причем сделано это было всего за пару месяцев до запуска европейской части проекта "Южный газовый коридор" в непосредственной близости от маршрута трубопровода на азербайджанской земле.
Именно тогда, на фоне откровенной стагнации процесса мирного урегулирования, стало ясно, что Армения целенаправленно занимается эскалацией конфликта. Когда 27 сентября 2020 года армянские войска произвели обстрелы мирного населения в приграничных и прифронтовых азербайджанских селах и городах, Азербайджан принял решение, что терпеть это более невозможно. "И тогда мы сказали – с нас хватит!", - сообщил Гаджиев, пояснив, что азербайджанские войска в тот день начали операцию по принуждению Армении к миру и возвращению армянских властей за стол переговоров, дабы безопасность граждан Азербайджана была обеспечена, а резолюции Совбеза ООН по армяно-азербайджанскому конфликту были наконец выполнены.
Важно, что в ходе боевых действий Азербайджан был нацелен именно на исполнение этих задач по завершению конфликта и возвращению мира в регион. Поэтому, указал азербайджанский чиновник, с самого начала Второй Карабахской войны Баку подчеркивал, что готов прекратить бои, как только Армения предоставит график вывода войск с захваченных территорий в соответствии с резолюциями Совбеза ООН. Война продолжалась 44 дня только потому, что Ереван упорствовал и все эти дни отказывался выводить свои оккупационные силы из Азербайджана. Боевые действия были остановлены именно тогда, когда Баку достиг своих стратегических целей.
В итоге война завершилась с подписанием трехстороннего Заявления президента России, президента Азербайджана и премьер-министра Армении. Отвечая на вопрос о взгляде Азербайджана на присутствие на его землях российских миротворцев, завотделом по вопросам внешней политики президентской Администрации АР обратил внимание американских дипломатов, что Баку ведет открытый и постоянный диалог с Москвой и оценивает работу российской миротворческой миссии как профессиональное исполнение возложенных на нее задач. От азербайджанской стороны миротворческий контингент получает в настоящее время инфраструктурную и логистическую поддержку, в том числе в их гуманитарной деятельности в Карабахе.
Хикмет Гаджиев подчеркнул, что теперь, когда война ушла навсегда, странам региона ни в коем случае нельзя оставаться заложниками прошлого, "нужно изменить сценарии и смотреть в будущее". Армении необходимо сейчас понять, какие выгоды она получила от того, что на Южный Кавказ вернулся мир, включая сухопутный доступ к российскому рынку через Азербайджан и превращение из регионального тупика в страну грузового транзита. "Думайте о будущем! Чего вы достигли за 30 лет конфликта? Ничего. Цена оккупации была чрезвычайно высока. Но сейчас у нас появилась реальная возможность для мира между Арменией и Азербайджаном", - сказал он, обращаясь к властям и народу РА.
Также чиновник отметил, что у Азербайджана никогда не было планов на какие-либо этнические чистки на своих территориях. В ходе военной операции по принуждению Армении к миру в 2020 году азербайджанская армия сделал все, чтобы избежать потерь среди мирного населения Карабаха. Армяне, являющиеся гражданами Азербайджана, сегодня возвращаются в своих дома на азербайджанских землях, при этом, безусловно, они обязаны уважать законы и территориальную целостность своей страны. "Мы уважаем армянскую общину нагорно-карабахского региона Азербайджана и их права как граждан нашей страны в соответствие с Конституцией АР", - заявил официальный представитель Азербайджана.
Выгоды армянского населения Азербайджана от завершения Карабахской войны очевидны: живущим в Нагорном Карабахе намного выгоднее продавать свои товары внутри Азербайджана, чем возить их в Армению семичасовой дорогой по Лачинскому серпантину. "Торговать всегда лучше, чем воевать", - подчеркнул помощник президента Азербайджана, указав на бессмысленность какого-либо дальнейшего реваншизма и сепаратизма.
Также Хикмет Гаджиев ответил на вопросы о тех послевоенных темах, что педалирует сейчас Ереван. Прежде всего он дал понять, что вопрос "статуса" Нагорного Карабаха более не обсуждается Азербайджаном. "Что касается вопроса статуса, то будем откровенны, концентрация на данном аспекте будет контрпродуктивна и создаст ненужные ожидания у местной армянской общины, что будет играть на руку радикалам. Поэтому лучше сфокусируемся на мерах по укреплению доверия", - предложил азербайджанский чиновник.
По теме военнопленных речь идет о невыполнении обязательств Арменией, а не Азербайджаном. Взятые под контроль в декабре 62 армянских солдата статуса военнопленного не имеют и выдаче не подлежат. "Это граждане Армении, профессиональные военные, их местом военной дислокации являлась Ширакская область. Они вторглись на территорию Азербайджана уже после подписания трехстороннего Заявления 10 ноября, оборудовали позиции около города Шуша и даже захватили пару деревень, подогнали артиллерию и пытались создать фортификационные сооружения. Они убили азербайджанских гражданских, которые занимались установкой системы мобильной связи в регионе. Как по законам Азербайджана, так и по международному праву, эти люди не могут рассматриваться как военнопленные", - поведал он.
Тем не менее, Баку ведет диалог и по этому вопросу, однако ожидает позитивных ответных шагов со стороны Еревана. "С первой Карабахской войны у нас осталось около 4 тыс пропавших без вести лиц. Вероятно, большинства из них уже нет в живых и они похоронены в братских могилах. Но мы до сих пор просим Армению дать нам карты этих захоронений. Так что мы тоже ждем конструктивного подхода с армянской стороны", - пояснил Хикмет Гаджиев.
Наконец, третья тема – это судьба Минской группы ОБСЕ. "К сожалению, авторитет Минской группы ОБСЕ в Азербайджане по известным причинам не очень высок, и это объяснимо, потому что на протяжении 30 лет данная организация не смогла продвинуть мирный процесс и обеспечить деоккупацию азербайджанских территорий. Здесь речь идет не только о позиции нашего правительства, это широко распространенное в азербайджанском обществе мнение", - обратил внимание помощник президента, сообщив, что Баку ожидает от сопредседателей МГ ОБСЕ адаптации к новым реалиям в регионе, так как старые сценарии работы более неприменимы. Эта адаптация может выражаться в укреплении мер доверия между Арменией и Азербайджаном путем различных проектов.
Неизбежны на площадке Атлантического совета были вопросы о подходах Азербайджана к сотрудничеству США со странами Южного Кавказа. Хикмет Гаджиев отметил, что США могли бы способствовать развитию региональной кооперации и укрепления доверия между Арменией и Азербайджаном не только в формате Минской группы ОБСЕ, но и непосредственно, а также принять участие в реконструкции, разминировании и реабилитации региона. В возрождении освобожденных районов Азербайджана могут участвовать американские компании, в особенности те, что имеют опыт в строительстве "умных городов".
Весьма важна роль Вашингтона в уменьшении реваншизма в армянском обществе и росте понимания Арменией и армянской диаспорой произошедших перемен. Все должны адаптироваться к новым геополитическим реалиям региона, которые состоят в том, что оккупация азербайджанских территорий закончилась, появились новые перспективы для региональной кооперации. Пока что, подчеркнул помощник президента Азербайджана, армянская диаспора является частью самой проблемы стабилизации региона, а не частью ее решения, поскольку ее представители на Западе наслаждаются богатой жизнью и при этом подталкивают людей в Армении к конфронтации с соседями, пропагандируют реваншизм, что совершенно контрпродуктивно.
Также он развеял домыслы о том, что граница Армении и Турции останется закрытой, напомнив, что во время визита в Баку турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган говорил, в том числе, о перспективах сотрудничества с Ереваном. Сама платформа региональной кооперации в формате "3+3" (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия, Турция, Иран) предполагает открытие границы – однако Армении сегодня требуется, опять же, перестать быть заложницей собственных интерпретаций прошлого, отказаться от территориальных претензий в адрес Турции и Азербайджана и стать ответственным участником региональных экономических процессов.
Таким образом, участники онлайн-семинара получили исчерпывающие ответы на вопросы по послевоенному мировоззрению Азербайджана и с точки зрения регионального взаимодействия, и с точки зрения контактов с партнерами из дальнего зарубежья, а Баку представил целостную программу дальнейшего развития, призвав других геополитических игроков принять произошедшие перемены, пересмотреть подходы к Южному Кавказу и вместе двигаться к его процветанию в условиях мира и стабильности.