Нахчыванский коридор потребует тонкого геополитического баланса
Читать на сайте Вестник КавказаДве недели назад Владимир Путин, Ильхам Алиев и Никол Пашинян договорились создать рабочую группу, которая займется вопросами возобновления регионального транспортного сообщения. О своей работе группа должна отчитаться в марте. Задача - открыть новый транспортный коридор, проходящий через небольшую территорию, но имеющий важное значение для многих.
Oil Price в материале The One Big Problem With A Central Asian Energy Corridor напоминает, что трехстороннее соглашение о прекращении огня, положившее конец карабахской войне в ноябре, призывает к восстановлению экономических и транспортных связей, а также гарантий от Еревана обеспечить безопасность транспортных связей для свободного передвижения людей и товаров между Азербайджаном и его юго-западным эксклавом, Нахчыванской автономной республикой.
Нахчыван как эксклав появился в 1920 году. Он окружен Арменией, Ираном и Турцией и не имеет прямого автомобильного и железнодорожного сообщения с основной частью Азербайджана. Регион обслуживается иранскими дорогами и трубопроводом. Хотя Нахчыван не велик по территории, но потенциально очень важен. Представляется возможным соединение материковой части Азербайджана с Нахчываном, а оттуда с Турцией. Создание такого коридора через Армению было частью требований Азербайджана в ноябрьском заявлении.
В Меморандуме о взаимопонимании, подписанном прошлой зимой, президенты Азербайджана и Турции договорились построить железную дорогу, соединяющую Нахчыван с городом Карс на востоке Турции. Она будет соединена с железной дорогой ”Баку-Тбилиси-Карс” (БТК) протяженностью 829 км, открытой в 2017 году для перевозки грузов и пассажиров между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Также на стадии строительства находится трубопровод, по которому природный газ из Турции будет поступать в Нахчыван. Он дополнит текущие поставки природного газа из Ирана и даст Баку больше рычагов влияния на переговорах с Тегераном о поставках газа в эксклав. Новый трубопровод может открыться в следующем году.
Таким образом, влияние Турции будет распространяться на Каспийское море и, возможно, на страны Центральной Азии. Георгий Дерлугьян, профессор социальных исследований Нью-Йоркского университета в Абу-Даби и эксперт по политике Южного Кавказа, считает, что Турция стремится к продвижению на восток. По его словам, в последние годы Анкара все больше укрепляет свои позиции на Ближнем Востоке. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган видит возможность экспортировать влияние страны в Центральную Азию, где говорят на тюркских языках. Так появляется перспектива создания обширного тюркского коридора, идущего от границ Китая на запад до Средиземного моря. Он может стать основным торговым маршрутом, по которому будут транспортироваться товары и, возможно, энергоносители из Центральной Азии на запад. Также могут быть открыты новые маршруты для китайской инфраструктурной инициативы ”Один пояс - один путь”.
Однако быстро ничего не случится, поскольку маршруты через Каспий должны быть расширены. При этом основная инфраструктура Южного Кавказа в значительной степени создана. Азербайджан и Турция связаны с севером Армении через Грузию, которая играет ключевую роль в качестве транзитной страны для железных дорог и трубопроводов. Грузия стала центральной частью Южного газового коридора протяженностью 3500 км, по которому газ с Каспийского моря доставляется в Европу. Трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, который проходит параллельно нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, начал подавать природный газ в 2006 году. Он соединяется с введенным в 2018 году в эксплуатацию Трансанатолийским газопроводом (TANAP) через Турцию с Грецией. Прошлой осенью заработал Трансадриатический газопровод (TAP) из Греции в Италию, первая поставка азербайджанского газа в Европу была осуществлена в декабре. Трубопроводная система, по которой природный газ с Каспийского моря перекачивается в Европу, используется не на полную мощность, и его объемы в ближайшие годы будут расти. Вместе с железной дорогой БТК эти новые объекты инфраструктуры не будут дублироваться в ближайшее время, гарантируя, что в обозримом будущем Грузия останется ключевой транзитной страной для Турции и ее союзника на востоке.
Нахчыванский коридор, скорее всего, будет вызывать растущий интерес, если удастся подписать важные соглашения, при разработке которых играет несколько факторов. Существующая инфраструктура потребует дорогостоящего обновления в гористой местности. Железнодорожная линия, проходящая через Зангезурский регион и южную Сюникскую область Армении, когда-то связывала юго-западный Азербайджан с Нахчываном. Для Армении это была важная грузовая линия, и страна пострадала от ее закрытия Азербайджаном и Турцией во время Первой Карабахской войны. Есть также дорога вдоль реки Араз, граничащей с Ираном.
В России уже говорили о своем желании восстановить железнодорожную ветку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев также недавно заявил о своем намерении возродить железную дорогу, которая может быть соединена с другими ветками в Нахчыване, включая новую линию на Карс и железную дорогу БТК в Турции, а также иранскую линию, идущую с севера на юг.
Другая проблема - политика. По условиям подписанного в ноябре трехстороннего заявления, коридор через Армению будет охраняться российскими пограничниками. Тем не менее Армения может создать трудности для транзитного маршрута через свою территорию. Россия, со своей стороны, может пожелать замедлить продвижение на восток своего соперника - Турции. И у Ирана могут возникнуть опасения в связи с новым маршрутом, который снизит его доходы. Однако в прошлом месяце Ильхам Алиев заявил о необходимости всеобъемлющего подхода, при котором Россия, Турция, Армения и Иран смогут получить доступ к новому маршруту из Нахчывана. Он подчеркнул, что единый подход будет важен для будущего многостороннего сотрудничества.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, в свою очередь, заявил, что открытие транспортных маршрутов с Азербайджаном будет иметь важное значение для экономического процветания страны. Армения, скорее всего, получит модернизированную инфраструктуру и выгоду от транзитных сборов. Ирану коридор тоже может быть выгоден, если будут заключены разумные договоренности. Отчет рабочей группы, который появится в конце зимы, заслуживает внимания. Но нет никаких сомнений в том, что продвижение по Нахчыванскому коридору потребует тонкого геополитического баланса.