Ованнес Игитян: «Армения движется в обратную от Евросоюза сторону»
Читать на сайте Вестник КавказаЧлен правления партии Армянское общенациональное движение, председатель постоянной парламентской комиссии по внешним связям в 1995-1999 годах Ованнес Игитян рассказал ВК о некоторых тенденциях в восприятии армян за рубежом и охарактеризовал последние события в отношениях Армении с Евросоюзом.
- По роду своей деятельности вы в довольно продолжительный период года находитесь заграницей. Есть ли изменения в восприятии Армении за рубежом, и если да, то какие?
- Изменения чувствуются как в международных структурах, так и со стороны отдельных людей. В первую очередь это, конечно, связано с нарушениями прав человека, невозможностью создания гражданского общества и демократического государства в Армении. Это негативным образом влияет на все направления, по которым Армения пытается реализовать шаги в своих интересах, будь то Нагорный Карабах, армяно-турецкие отношения или какое-то другое направление.
Второй негативный фактор, влияющий на репутацию Армении это прогрессирующая миграция. Любой человек, покинувший свою страну, в новой стране имеет как минимум социальные проблемы, проблемы интегрирования, даже при наличии у него финансовых средств. И обычно в отношении мигранта, особенно в неразвитых странах, складывается отрицательное отношение не только к нему, но и к самой Армении. Эти два фактора я чувствую постоянно.
- Но при этом Армения продолжает исправно получать гранты и кредитные средства по льготным ставкам от ВБ, МВФ, других международных финансовых институтов. В чем причина подобного иммунитета армянских властей?
- Предоставление кредитов со стороны многих финансовых структур не отражает их оценку внутренней ситуации в стране, которой они предоставляются. Кредиты предоставляются ряду стран, начиная от Руанды и кончая Афганистаном. Таким образом, политика международных финансовых структур направлена на то, чтобы хоть как-то предотвратить полный обвал полуразрушенных финансовых систем определенных стран, поскольку они, в конечном счете, отрицательно скажутся на всей мировой экономике. При этом объем грантов, предназначенных на развитие демократии и гражданского общества в Армении, все-таки существенно снизился. Кроме того, предоставляя Армении финансовые средства, пусть даже на льготных условиях, некоторые международные финансовые структуры создают политическую зависимость от Запада. Кредиты ведь рано или поздно нужно будет возвращать и часто реструктуризация и предоставление новых кредитов на погашение старых приводят страну к полной политической зависимости от финансовых структур.
- Разногласия с Белоруссией стали свидетельством пробуксовки программы ЕС «Восточное партнерство». Недавно президент Армении заявил, что, рассматривая партнерство с Европой как приоритет, Армения в Европу не стремится. Какие цели преследует «Восточное партнерство» в отношении Армении, учитывая тесную взаимосвязанность с Россией и каковы перспективы этой программы ЕС?
- Еще до Сержа Саргсяна я неоднократно утверждал, что Армения движется в обратную сторону от Евросоюза. Тогда это вызвало широкое недовольство в провластных структурах. Сегодня то же самое сказал Серж Саргсян, и все довольны. После всего этого любые слова о критериях и ценности Европы для Армении неуместны, так как уже ясно, что Армения не соответствует критериям члена Евросоюза. При этом те же Болгария, Румыния и страны Прибалтики также были не готовы к полноценному членству в ЕС. Но они, объявив стратегию по членству в ЕС приоритетом, предприняли все необходимые шаги по моделированию общества, развитию юридической системы и пошли в этом направлении. Армения же сегодня идет непонятно куда. Направление «от Евросоюза» выглядит странно, так как это не азиатская, и даже не российская модель развития.
Армения даже не сумела найти временную модель развития на переходный период, так что, к сожалению, является страной без государственной модели развития. Последние пертурбации в правительстве в очередной раз засвидетельствовали этот факт. Некоторые до последних выборов думали, что на основе криминальных элементов можно создать пирамиду власти. В Армении власти впустили криминал в госструктуры, в результате чего произошло сращивание криминала с властью. Можно отблагодарить криминал финансовыми подачками, но его нельзя благодарить за оказанные «услуги» государственными должностями.
- Как вы оцениваете работу армянских лоббистских организаций диаспоры?
- Работа армянских лоббистских организаций в последнее время очень сильно затруднилась. Диаспора, которая является силой Армении, должна быть объединена не на основе исторической идеи, а на основе государства-родины (вне зависимости оттого родился ты в Армении или нет). Этого, к сожалению, нет. Есть разные армянские лоббистские организации, которые ведут свою (пусть даже важную) работу исключительно на местном уровне. Между ними нет даже координации. Плюс к этому на их работу влияет репутация Армении. Даже вопрос признания геноцида армян уже давно из историческо-правовой плоскости перешел в плоскость политическую, что позволяет рассматривать и политику самой Армении, и структуру государства в частности. В балканском вопросе отрицательный имидж Милошевича и его окружения привел Югославию к тому, что мы видим сегодня. И в Армении с ее, мягко говоря, не самыми лучшими институтами власти нельзя это сбрасывать со счетов.
- Армянские политики уже готовятся к парламентским выборам 2012 года. Оцените ситуацию и возможные перспективы народных избранников?
- Не берусь оценивать заявления политических сил о шансах завоевать симпатии электората, так как, к сожалению, в Армении общество и электоральный ресурс не являются основополагающим фактором для достижения успеха на выборах. Импульсы, идущие из властных и околовластных структур, говорят о том, что никаких изменений в подходе власти выборам, который ярко проявился в 2008 году, не намечается. А все последние перестановки во власти говорят лишь о ее стремлении назначить доверенных и контролируемых субъектов на те места, которые используются для давления на избирателей. Будь то муниципальные или министерские структуры. Кроме того, уже чувствуется, что идет накопление капитала для предстоящих выборных баталий. Все финансово-экономические «льготы» населению, усиление налогового бремени на экономические структуры говорят о том, что идет накопление средств, как в бюджете, так и у отдельных олигархов, которые уже тратили на выборы. Чего стоит одна искусственная инфляция, искусственный рост драма в прошлом году, который обрезает трансферты в пользу людей контролирующих эту сферу.
Если мы примем во внимание монополистский рост цен, и то, куда оседают полученные в результате грабежа населения суммы, то нам станет ясно, кто будет финансировать очередное фальсифицированное избрание властных партий Армении весной 2012 года. Незаконно полученные деньги, так же незаконно выброшенные на подкуп или запугивание избирателей – нарушение закона. К сожалению, в Армении есть все предпосылки для подкупа электората. По разным подсчетам от 45 до 55% населения Армении находиться за чертой бедности, плюс к этому имеющие средства, но безыдейные и алчные люди, готовые поддержать власть в своих узких интересах.