Армянское духовенство продолжает кампанию по арменизации албанского духовного наследия
Читать на сайте Вестник КавказаАрмянское духовенство проводит кампанию по арменизации албанского монастырского комплекса Худаванг (Дадиванк), который азербайджанцы столетиями охраняли как часть своего богатого историко-культурного наследия, пишет директор Турецко-исламского исследовательского центра, преподаватель университета Хазар Тельман Нусратоглу в материале Albanian churches in Karabakh and endless Armenian lies для Анатолийского агентства.
Армянские националисты уничтожили все историко-религиозные предметы в монастыре Худаванг, после присвоения его в 1993 году и вывезли из Азербайджана исторические книги, иконы и другие христианские религиозные ценности, когда Кельбаджарский район, где расположен монастырь, был оккупирован Арменией. Школы, мечети, библиотеки, культурные центры и музеи в Физулинском, Джебраильском, Агдамском, Зангиланском, Губадлинском и Кельбаджарском районах вокруг Нагорного Карабаха - международно признанной территорией Азербайджана – находились под оккупацией почти три десятка лет и подверглись вандализму.
После освобождения азербайджанских территорий расположенный на склоне Муровдага монастырский комплекс, который считается одной из архитектурных жемчужин Албанского периода истории Азербайджана, был возвращен своему законному владельцу. Власти Азербайджана получили возможность превратить эти места из очагов вооруженной борьбы шовинистических армянских комитетов по религиозным делам в места этнотуризма и мультикультурных ценностей, открытые для всего человечества.
Кампания армянского духовенства, превратившего албанские церкви в склады, фальсифицирующего христианскую историю Южного Кавказа и фабрикующего историю армянства и армянского христианства, представляющего себя как "угнетенный древний народ", открывает путь к разоблачению лжи в глобальном масштабе.
Фотожурналист National Geographic Реза Дегати, посетивший 28 лет спустя Агдам, в котором проживало более 20 тысяч человек, был в ужасе от увиденного. Он сравнил город с японской Хиросимой после ядерного взрыва в 1945 году. Аккредитованные в Азербайджане послы зарубежных стран, военные атташе, а также руководители и представители международных организаций, посетившие освобожденный от оккупации город Физули, не смогли скрыть изумления при виде разрушенного города.
По утверждению армянских властей, они оккупировали семь районов вокруг Нагорного Карабаха якобы для обеспечения безопасности. Во время визита в Агдамский район президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил протест в связи с актами вандализма, заявив, что через эти земли словно прошло дикое племя.
В мире в основном закрывали глаза на тех, кто разрушил азербайджанские города и села и превратил мечети в Зангиланском, Губадлинской и Агдамском районах в стойла для животных. Монастырь Агоглан в Лачинском районе, монастырский комплекс Худаванг (Дадиванк) в Кельбаджарском районе, храмовый комплекс Святого Елисея и монастырь Гянджасар (Гандзасар) в Тертерском районе относятся к историческому наследию Кавказской Албании, первого христианского государства на Южном Кавказе, игравшего важную роль в формировании этногенеза азербайджанских тюрков. Оригинал книги Моисея Каланкатуйского по истории Албании (Агван), проливающий свет на тысячелетнюю историю государственности албанского государства, по-видимому, является одним из ведущих источников исторической литературы, сформировавшейся с IV века до нашей эры. Албанский царь Урнайр принял христианство в 313–314 годах, одновременно с Римской империей.
Монастырь Гянджасар (Гандзасар), построенный во время правления династии Михранидов в исторических, культурных и религиозных традициях Агвана, служил христианским центром региона на протяжении веков. Армянские историки признают, что престол армянской церкви, перенесенный из Киликии в Эчмиадзин в 1441 году при содействии азербайджанского правителя тюркского государства Кара-Коюнлу, продолжал долгое время действовать под религиозным влиянием Гянджасара. Однако по мере того как значение Эчмиадзинской церкви росло, по предложению армянской делегации в Тбилиси в 1836 году царским указом был упразднен албанский католикосат, а албанские церкви перешли в подчинение Армяно-григорианской церкви, что подготовило почву для кампаний по арменизации этих монастырей.
Когда Азербайджан обрел независимость, албано-удинская христианская община начала активно действовать как наследница богатого албанского религиозного и культурного наследия. В настоящее время общине подчинено несколько исторических албанских храмов, таких как церковь Святого Елисея и церковь в селении Киш.
Следует отметить, что кресты с полукруглыми и треугольными элементами встречаются только в албанских церквях.
Иронично, что Армения, опустошившая города и села со всеми существовавшими культурными памятниками пыталась преподать Азербайджану "урок культурных ценностей", в то время как исторический и культурный контекст албанских церквей в Карабахе очевиден. При этом в исламскую эпоху, в рамках философии "любви к тому, что было создано ради Творца", тюркские империи с уважением относились ко всем церквям и храмам, в том числе албанским. В своей книге "История тюрок: две тысячи лет от Тихого океана к Средиземному морю" Французский историк Жан-Поль Ру написал: "Место тюрок в истории человечества является фундаментальным, невозможно написать историю человечества, не уделив им особенного внимания, пренебрегая следами их великой культуры от индийского Тадж-Махала, построенного потомком Бабура, до моста в Мостаре на Балканах".