Армен Григорян: ""Армянский вопрос" - это бизнес"
Читать на сайте Вестник КавказаПосле поражения во второй карабахской войне Армения остается в объятиях мифов, продолжая впустую тратить время и ресурсы в мечтах о реваншизме, заявил Media.am армянский политический аналитик, профессор Лихайского университета США Армен Григорян. По его словам, армянские СМИ несут полную ответственность за поощрение националистических мифов, будучи крайне терпимыми и благосклонными к их создателям и не задавая им неудобных вопросов. Телевизионные новости в Армении находятся под строжайшим контролем с 2000-х, когда вещание частного информационного телеканала "А1 плюс" было прекращено.
Среди этих мифов он назвал:
- так называемую армянскую национальную идеологию;
- принцип "ни пяди земли", сторонники которого настаивают на том, что победа и поражение зависят исключительно от намерений человека;
- идеологию "нждеизма" о расовом превосходстве армян;
- мифы о непобедимости армии Армении, об "азербайджанской глупости", о России, которая должна безоговорочно поддерживать армян;
- "армянский вопрос", который определяется как восстановление суверенитета Армении над всей территорией исторической древней Армении;
Любому разумному человеку должно быть ясно, что эта цель бредовая по сути, и у нее нет никаких шансов когда-либо стать реальностью. Но в Армении создана целая индустрия пропаганды, которая отсылает нас к "исторической справедливости", пытаясь убедить всех что она имеет какое-либо политическое значение, говорит Армен Григорян. По его словам, пропагандисты делают ставку на то, что признание геноцида армян достаточным количеством стран поспособствует возвращению территорий Армении. Они создали образ реальности, который отражает не саму реальность, а их желания и предрассудки.
В ответ на реплику журналиста о том, что в армянском обществе практически никогда не велись споры на тему армянских мифов, эксперт заявил, что рациональные аргументы при развенчивании мифов и догм сталкиваются с таким метафизическим шумом, что его практически невозможно ни опровергнуть, ни оспорить. "Например, вы пытаетесь объяснить армянскому патриоту, что амбиции страны не могут быть несовместимы с возможностями страны, а он в ответ цитирует Гарегина Нжде, что, мол, победа приходит к тому, кто носит ее в душе", - посетовал Григорян.
Спустя несколько дней после войны один из выдающихся "политологов" издал прокламации об армянском солдате как о прообразе солдата современной эпической легенды. "Что ему нужно было сказать? Что армянский солдат не создает никакую эпическую легенду? Все наши политические дебаты насквозь пропитаны пафосным идиотизмом, который вытеснил все рациональное и здравомыслящее из публичных выступлений армянских деятелей", - полагает эксперт.
По его мнению, определенные круги общества заинтересованы в разжигании идеологических и культурных амбиций: ""Армянский вопрос" - это бизнес, это интеллектуальный и культурный пласт, от устойчивости которого зависит экономическое благополучие многих лиц. Вот почему они так вцепились в эту идеологию. А поскольку этот бизнес производит продукт очень низкого качества, его выживание может быть обеспечено только при отсутствии какой-либо конкуренции. Поэтому эти идеологи так нетерпимы и жестоки по отношению к любому выражению несогласия или даже намекам на конкуренцию. Вот почему они не играют по правилам игры, типичной для научных и интеллектуальных дебатов".
Что касается поражения во второй карабахской войне, то, по мнению Григоряна, должно было бы прийти понимание того, что идеи и догмы, которыми раньше руководствовались, разбиты, и от них следует отказаться: "Поражения подрывают устои закаменевших институтов, организаций и бюрократических систем, которые стоят на страже этих идей и надежд. Но националистические мифы очень сильны как в Армении, так и в армянских диаспорах по всему миру. Эти мифы подпитываются огромными финансовыми вливаниями. Для быстрого усвоения их преподносят армянскому народу на эмоциональном уровне. Противникам мифов приходится гораздо сложнее. И пока механизмы институтов и фонды сосредоточены в руках распространителей националистической мифологии, армянский народ может упустить возможность переосмысления своей идеологии, предоставленную этим поражением".