Как арменизировали албанские монастыри в Карабахе (ВИДЕО)
Читать на сайте Вестник КавказаАрмянские националисты и их западные покровители пытаются сорвать мирное соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе, заключенное при посредничестве России, утверждая, что на деоккупированных территориях якобы находятся под угрозой уничтожения средневековые армянские святыни, говорится в репортаже канала "Светоч ТВ". Однако храмы Карабаха относятся к христианской истории Азербайджана и остаются частью христианского наследия азербайджанского народа.
Доисламский Азербайджан – это православное государство Кавказская Албания, наследие которой и рассыпано по горной гряде Малого Кавказа, ее автохтонное население составило важнейший пласт этногенеза современных азербайджанцев. Однако сейчас армянская сторона утверждает, что средневековые монастырские комплексы, находящиеся на территории вернувшегося Азербайджану Кельбаджарского района, якобы, находятся под угрозой уничтожения. "Чего же опасаются армяне? Может быть, того, что с возвращением монастырей в лоно Азербайджана раскроется тщательно скрываемая армянской стороной тайна об истинных истоках православного наследия Южного Кавказа?", - задается вопросом "Светоч ТВ".
Для ответа на этот вопрос журналисты рассматривают свидетельства, указывающие на арменизацию трех монастырей Апостольской церкви Кавказской Албании, расположенных на территории Нагорного Карабаха: относящиеся к XIII в. монастырские комплексы – Гандзасар и Худавенг, а также возведенный в IV в. монастырь Амарас.
В Кавказской Албании существовал присущий только населяющим ее народам особый стиль христианской архитектуры. Этот стиль соответствовал аскетическому духу ранних христиан, что подчеркивалось простотой удлиненного молельного зала без украшений и аляповатости, а также низким входом, что должно было символизировать смиренность верующих. Хотя сегодня армяне утверждают, что эти памятники принадлежат им, архитектурная структура, форма и орнамент памятников доказывают обратное. Албанский и армянский архитектурные стили различаются. Так, вход в монастырь Худавенг схож с входом албанского монастыря в селе Киш, находящимся в Шеки, и отличается от армянского монастыря в Эчмиадзине.
Другой пласт албанской идентичности остался на средневековых внешних стенах Гандзасарского храма, имевших многочисленные надписи периода Албанской патриархии. Эти стены многократно подвергались реставрации: в XIX веке, в начале XX века, а также 1980-е, когда они были почти полностью изменены. Оставшиеся следы древности были уничтожены в 2011 году, когда внешние стены Гандзасарского монастыря были полностью облицованы новым каменным покрытием. В результате исчез целый пласт албанской культуры и надписей, о чем даже в армянских СМИ высказывалось возмущение большой группой армянских ученых. Уничтожение старой стены Гандзасара стало одной из причин, по которой армянская сторона не могла добиться включения Гандзасарского монастырского комплекса в список наследия ЮНЕСКО на протяжении всего периода оккупации азербайджанских территорий.
Даже согласно армянским источникам, принадлежность монастыря Худавенг независимому Албанскому католикосату не вызывает сомнения. Основные строительные работы в комплексе велись в XIII веке, во время правления албанского князя Вахтанга. Главная церковь комплекса построена в 1214 году Арзу Хатун – женой князя Вахтанга. Сама Арзу Хатун происходила из аристократического тюркско-кыпчакского рода, потомки которого и сегодня живут на территориях западных районов современного Азербайджана.
После вхождения карабахских христиан как части Карабахского ханства в состав Российской империи их древняя православная церковь была отдана на откуп монофизитской армянской григорианской церкви.
Игумен Алексий (Никоноров), настоятель Свято-Николаевского православного прихода в Мерано, автор фундаментального труда диссертации на тему "Христианство в Кавказской Албании", защищенной в Московской духовной академии в 2004 году говорит об этом следующее: "К началу XIX века, после присоединения Кавказа к Российской империи, возникла новая проблема – в составе империи оказались три автокефальные церкви: Грузинская, Албанская и Армянская. Империя должна была решить этот вопрос: Грузинская была лишена автономии и присоединена к Российской, а Албанская (к тому времени исповедовавшая монофизитство) присоединена к Армянской. Так в 1836 году была совершена несправедливость, повлекшая за собой полное упразднение административного аппарата Албанской Церкви и последовательную арменизацию церковного института. И если православная Грузия после 1917 года смогла восстановить и возродить свою автокефалию, то для обескровленной Албанской церкви в преимущественно исламском окружении сделать то же самое не представлялось возможным. Что оставалось в этот сложный период христианским потомкам Кавказской Албании? Только отождествлять себя с хозяйничающей на их землях армянской церковной институцией. Но даже и в этом вопросе они порой предпринимали настойчивое противодействие, зафиксированное в документах того периода".
Армянская григорианская церковь воспользовалась контролем, полученным над православным наследием Албанской автокефальной церкви. На протяжении почти двухсот лет были затерты или изменены эпиграфические надписи, разрушены могильные плиты захороненных на территории монастырей правителей Албании, изменена на армянскую форма албанских крестов, внесены конструктивные изменения в постройки. Последней по времени фальсификацией явилась установка в 2015 году в "Дадиванке" колокола с эмблемой армянской церкви.
Теперь перед азербайджанскими властями стоит задача не только сохранения материального наследия монастырей, но и возврат православной идентичности этим памятникам раннего христианства. Недавно министерство культуры Азербайджана приступило к реализации проекта по популяризации христианского наследия страны. Независимо от происхождения, все христианские религиозные памятники и храмы, находящиеся на освобожденных от оккупации землях, будут восстановлены.