Андрей Петров на Вести.FM: действительно справедливый международный суд должен быть свободен от политики
Читать на сайте Вестник КавказаМир находится в начале пути по созданию действительно справедливого международного суда, лишь на шаг продвинушись вперед по сравнению с попыткой, предпринятой в Нюрнберге. Об этом рассказал сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM старший аналитик "Вестника Кавказа" Андрей Петров.
"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждаются различные аспекты национальных отношений в России и странах СНГ. Сегодняшний выпуск был посвящен 75-летию Нюрнбергского процесса.
"Я хотел бы обратить внимание на некоторые уроки Нюрнбергского процесса, которые остались невыученными еще и сейчас. Хотя для международного права он был одним из важнейших, если не самым важным событием XX века, он же выявил и проблемы в дальнейшем правоприменении законов и правил, действующих на международном уровне", - поведал старший аналитик "Вестника Кавказа".
"Во-первых, Нюрнбергский процесс показал, что – при всем желании иного исхода – из международного суда невозможно удалить политику. Любой суд над государством других государств всегда будет ареной столкновения политических интересов этих стран. Хотя в целом представители обвинения в 1945-46 годах были солидарны, однако каждая страна постаралась извлечь из процесса максимум личной выгоды для себя: США требовалось избежать ответственности за разгром Дрездена и тем более ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки, Франция стремилась отвлечь внимание от фактов французского коллаборационизма, Великобритания хотела отправить в прошлое британско-германское сотрудничество в довоенный период", - пояснил он.
"Все вместе они действовали на переход к новому противостоянию – теперь уже против Советского Союза, работа по преуменьшению заслуг Красной армии началась уже тогда, именно Нюрнбергский процесс положил начало "холодной войне". Хотя именно советские свидетельства зверств нацистов послужили переломными уликами в доказательстве преступлений Третьего Рейха против человечности (западные прокуроры, например, не могли поверить, что в концлагерях расстреливали детей), и хотя всем было очевидно, что основной удар нацистов пришелся по советскому народу, это не помешало западным странам прямо в зале суда тогда создать коалицию против СССР", - отметил Андрей Петров.
"В дальнейшем, как например, во время работы Международного трибунала по бывшей Югославии, который закончился только 3 года назад, мы могли видеть то же самое: Запад интересовало не правосудие, а претворение в жизнь собственных интересов. Российские попытки добиться действительно справедливого суда, в котором были бы осуждены не одни только сербы, но и хорваты и косовские албанцы, на руках которых тоже было порядочно крови, разбились об ангажированность прокуроров и судей. Напомню, тогда весь хорватский генералитет был оправдан, а в Сербии в тюрьму попало почти все и военное, и гражданское руководство. Поэтому, если судить о Четырехлетней войне только по документам Международного трибунала, сложится впечатление, что это была борьба сил света и добра в лице хорватов против абсолютного зла в лице сербов. США, кстати, и тогда удалось избежать какой-либо ответственности за бомбардировки Белграда", - напомнил эксперт.
"Второй печальный итог Нюрнбергского процесса, кстати, довольно парадоксальный – он многому научил желающих устроить новый геноцид. Почему, несмотря на необходимость создать совершенное новое международное законодательство и ретроактивно его применить к военным преступлениям нацистов, сторона обвинения не испытывала никаких проблем с доказательствами? Потому что нацисты сами, как сыновья педантичного немецкого народа, составили множество документов о Холокосте. Обвинению, по существу, ничего не нужно было доказывать – все отчеты о массовых убийствах по национальному признаку и объяснения необходимости таких убийств были написаны самими преступниками", - рассказал Андрей Петров.
"Какой урок из этого извлекли националисты по всему миру, и продолжают, видимо, извлекать сейчас? Совсем не тот, что убивать людей по какому-либо признаку нельзя и за это обязательно придет наказание, нет. Будущие организаторы этнических чисток в Руанде, Сребренице и Аргентине, оглядываясь на Нюрнбергский процесс, проследили за тем, чтобы никаких документов, которые могли бы быть использованы против них в суде, не сохранилось. И действительно, после Нюрнберга прокурорам стало очень сложно доказывать причастность руководства той или иной страны к творившимся на ее территории преступлениям против человечности. Дошло до того, что в XXI веке в Судане перед этнической чисткой в Дарфуре были наняты юристы для консультаций, как уничтожить негритянское население так, чтобы потом не было проблем в международном суде", - сообщил он.
"Оба момента, на мой взгляд, говорят о том, что мы еще только в начале пути, в одном лишь шаге от той первой попытки создать действительно справедливый международный суд, что была предпринята в Нюрнберге. Международный суд должен быть на 100% свободен от политических интересов, иначе он вырождается в очередную геополитическую игру, а преступление и наказание отходит на второй план. Законодательство должно быть усовершенствовано так, чтобы никакие юристы не могли помочь тем же суданским правителям избежать ответственности. Сделать это будет очень сложно, при текущем устройстве мира, может быть, и невозможно, но необходимо, чтобы никто не мог избежать ответственности за преступления против человечности", - заключил старший аналитик "Вестника Кавказа".