Зия Буниятов: "На Кавказе апостольской была Албанская, а не Армянская церковь"
Читать на сайте Вестник КавказаВ декабре этого года востоковеду, академику, Герою Советского Союза исполнилось бы 99 лет. По отцу азербайджанец, по матери русский, он переводил с английского, арабского, русского и турецкого языков труды зарубежных ученых. В 1941 окончил Бакинское пехотное училище, сражался за Украину, Молдавию, Кавказ, Белоруссию и Польшу. После войны окончил Московский институт востоковедения, потом аспирантуру МГУ, написал докторскую на тему "Азербайджан в VII—IX вв". Труды Буниятова изданы во многих странах мира. В своих статьях он последовательно боролся с искажением истории и национализмом. 21 февраля 1997 года Буниятов застрелен в подъезде своего дома.
Его вдова говорила, что Буниятов не оставлял без ответа ни одно слово, брошенное в сторону азербайджанского народа. В январе 1991 года в газете "Голос Армении" была опубликована статья армянского поэта Геворга Эмина (Карлена Григорьевича). Буниятов вступил с ним в полемику об армянском христианстве и албанских памятниках на территории оккупированного Нагорного Карабаха:
"Тебе и твоим единомышленникам прекрасно известно, что первыми в 313 г. христианство приняли албаны, затем грузины, а затем византийцы. Армяне же крестились через 270 лет после албанов, т.е. 313 плюс 270 равняется сколько? Вот именно – 583. Именно в этом году армяне приняли христианство и с празднованием 1700-летия армянской церкви придется повременить, ибо таковое наступит только в XXIII веке! Однако не впервой вам выдумывать! Придумали же вы 2750-летие Еревана, хотя даже школьникам известно, что как населенный пункт Ереван (будущая столица азербайджанского ханства) возник в XVI веке!
А когда, как ты говоришь, президент Горбачев отмечал, что в Закавказье есть народы, которые приняли христианство намного раньше Руси, то он имел в виду албанов и грузин, а вовсе не армян. Поэтому нет у тебя, Карлен Григорьевич, да и у других, тебе подобных несведущих или прикидывающихся таковыми людей, права именовать свою веру (если она у тебя есть) "самой древней верой в мире".
Далее, и это вытекает из сказанного выше, неверно утверждение твое, что "армянское христианство (оказывается, есть и такое! – З.Б.), самое древнее в мире, не только самое правое (интересно, в каком это смысле? – З.Б.), но и апостольское – потому что распространили его в Армении сразу после распятия Христа его ученики, апостолы Фаддей и Варфоломей".
Ну, зачем так темнить? Ведь и тебе, Геворг, и всем твоим компатриотам, прекрасно известно, что апостольской на Кавказе была церковь Албанская. Прочти хотя бы письма армянского католикоса Авраама, адресованные албанам: "Престол албанский, бывший раньше нашего армянского" и т.д. Ведь армянская церковь григорианская, т.е. берет свое начало от Григория, а Григорий, как известно, был учеником ученика апостола Елисея. Каким же образом армянская церковь стала апостольской, если Григорий апостолом не был? Вопрос!
Далее. Армянское государство как самостоятельная политическая единица прекратило свое существование в 387 г. (см. "История армянского народа", Ереван, 1980, стр. 96). Государственность Армении была восстановлена только в 1921 г. (см. там же, стр. 292). Допустим, что до 387 г. Арцах входил в состав Армении, но как он мог входить в ее состав после, если самой Армении вообще не существовало? Ведь нет истории Армении, а есть, история армянского народа и поэтому претензии на Арцах и какой-то Геташенский подрайон выдумка, лежащая на совести претендентов на мировое господство. Все было, как у той графини из "Пиковой дамы" до 387 года. Касательно же твоих (и иже с тобой) претензий современных смотри Сергея Глинку – "Описание переселения армян азербайджанских в пределы России", Москва, 1831 (Издание Лазаревского Института восточных языков)".
Ничего с Арцахом не получится ни у тебя, Карлен Григорьевич, ни у Органчика, ни у кого другого. Но допустим даже, что мы живем здесь со вчерашнего дня. Сегодня это наша земля, наша родина и здесь вместе с нами обитают, пусть по-твоему арцахцы. Да живите. Господь с вами, как жили, и никто из арцахцев соков не выжимал, разве что Дамадян, Манучарян и иже с ними. Надоел этот балаяновский скулеж, а подвывать ему тебе, Карлен Григорьевич, право не стоит. Ибо сказано: "Если ты не можешь отличить Солнце от Луны, то тебе незачем утруждать плечи лишним весом!"".