Как Пашинян провоцировал войну, которую в итоге проиграл
Читать на сайте Вестник КавказаПрактически сразу же после прихода к власти 2018 году премьер-министр Армении Никол Пашинян отказался от Основных принципов, разработанных сопредседателями Минской группы (США, Россия, Франция) для урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, пишет The Jamestown Foundation.
Предложенные тремя странами-сопредседателями в 2009 году и публично одобренные президентами, эти Принципы были приняты в качестве основы для дальнейших переговоров между Арменией и Азербайджаном в последующие годы при посредничестве сопредседателей Минской группы. Основные принципы предусматривали, по сути, следующее: Армения должна вернуть Азербайджану семь оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха; открытие коридора, соединяющего Карабах с Арменией; предоставление временного правового статуса с самоуправлением, а в будущем окончательного статуса Нагорного Карабаха без полного отделения от Азербайджана; обеспечение прав всех перемещенных лиц и беженцев на возвращение; а также международные гарантии безопасности для Нагорного Карабаха, включая миротворческую операцию. Поскольку все стороны, в том числе Армения, признали территориальную целостность Азербайджана, Нагорный Карабах никогда не принимался в качестве стороны переговоров в конфликте.
Все участники, стороны и посредники официально придерживались Принципов, причем Азербайджан - наиболее последовательно. Однако Пашинян отказался от Основных принципов с самого начала своего пребывания на посту премьер-министра. Он следовал этой стратегии в преддверии начала второй карабахской войны 27 сентября. С 2018 года Пашинян настаивал на включении Карабаха в переговоры в качестве самостоятельной стороны, что означало бы фактическое признание территории в качестве потенциального государства. Он утверждал, что процесс может продвинуться только в том случае, если Карабах будет участвовать на равных правах с Азербайджаном и Арменией. 8 сентября 2018 года Пашинян заявил на встрече с армянскими бизнесменами в Москве: ”Я уже сказал, что вижу Арцах [армянское название Карабаха] как часть Армении”.
Пашинян сказал советнику по национальной безопасности США Джону Болтону: ”Не может быть разрешения конфликта, если оно неприемлемо для народа Арцаха и правительства Арцаха… Среди тех, кто решает, стоит ли урегулировать карабахский конфликт или нет - это народ Армении, народ Арцаха и диаспора, потому что это общеармянский вопрос”.
29 марта 2019 года в Нью-Йорке тогдашний министр обороны Армении Давид Тоноян объявил военную доктрину ”новая война - новые территории”. Эта наступательная доктрина заменила оборонительную позицию Армении. Также Тоноян объявил, что варианта "возвращение территорий в обмен на мир больше не существует". Тоноян имел в виду Основные принципы, согласно которым Армения должна вернуть семь районов Азербайджану в рамках мирного урегулирования (”территории в обмен на мир”). Тоноян ушел с поста министра обороны в ноябре 2020 года после проигранной войны.
9 мая 2019 года в Шуше (в годовщину захвата города армянскими войсками в ходе первой карабахской войны) Пашинян заявил: ”Карабах - это Армения. И точка”. Это заявление, прозвучавшее уже не в дипломатических кругах, а на публичной площади, еще больше подорвало доверие к Минскому процессу.
Пашинян также, похоже, отказался от принципа возврата семи районов Азербайджану: ”Вопрос не в тех территориях вокруг Арцаха, а в безопасности. Я считаю, что Арцах не может отказаться от своей безопасности”. Свой подход к переговорам в рамках Минской группы он сформулировал следующим образом: ”Для переговорного процесса нужны микрореволюции, затем миниреволюции, а затем прорыв”.
На ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2020 года (где он участвовал в дебатах с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым) Пашинян в изложил шесть ”мюнхенских принципов”, которые противоречат Основным принципам Минской группы. Вскоре после этого он представил свои принципы Степанакерте/Ханкенди на совместном заседании советов безопасности Армении и непризнанной "НКР" как ”новые реалии переговоров, которые должны быть созданы”: "а) власти Армении и Арцаха придерживаются одинаковых взглядов на урегулирование проблемы Арцаха; б) Арцах имеет право быть полноправным участником переговорного процесса; в) Арцах и Армения составляют единое пространство безопасности, прежде всего в отношении модернизации вооружений, с выходом на новый уровень отношений между вооруженными силами Армении и Арцаха; г) демократия в Арцахе во много раз выше, чем в Азербайджане. Это означает, что Арцах и Азербайджан ни в коем случае не могут находиться в одном политическом пространстве; д) конкурентоспособная экономика должна обеспечивать вооруженные силы Армении и Арцаха необходимыми ресурсами; е) мы берем на себя ответственность не только за безопасность Армении и Арцаха, но и за обеспечение безопасности в нашем регионе, а также за обеспечение глобальной безопасности".
С мая по август 2020 года Ереван и сепратистские власти "НКР" предприняли шаги по переносу административного центра Карабаха в Шушу, город, имеющий высочайшее культурное значение для Азербайджана. Этот шаг, казалось, был направлен на то, чтобы упредить возвращение азербайджанцев в город, как это предусмотрено в рамках Минского процесса.
10 августа 2020 года, в 100-летие подписания Севрского мирного договора, Пашинян выступил на специальном заседании в Национальной академии наук в Ереване, поддержав этот так и не реализованный договор, по которому тогда только зарождающаяся Армения получила территории, населенные турецким большинством. Он сослался на этот договор как на "историческую справедливость" и хотя не стал предъявлять территориальные претензии, Турция этот шаг заметила. Речь премьер-министра подтвердила определенный образ Армении как чрезмерно зацикленной на прошлом, в результате чего страдает настоящее.
Быстрый отказ Еревана от Основных принципов не вызвал большого внимания со стороны международного сообщества и никакого осуждения в преддверии войны.
Правительство Пашиняна пришло к власти в 2018 году с улицы после ”бархатной революции”, якобы для того, чтобы управлять страной более демократично. Может, так и было по сравнению с предыдущим режимом, милитаризованным и олигархизированным, которым последние 20 лет руководили представители ”карабахского клана”. Однако правительство Пашиняна оказалось более агрессивным и бескомпромиссным (а также менее профессиональным). Роберт Кочарян и Серж Саргсян, по крайней мере, не выходили из Минского процесса. Правительство Пашиняна отступило от него, приняв политику объединения (”миацум”) Армении и Карабаха. Такое воинственное отношение подтверждает отсутствие корреляции между демократическим народным мандатом и пацифистскими наклонностями. Теперь очевидно, что народная демократия может также поощрять националистическую воинственность.