Решение французского Сената по Карабаху - демарш не только против Баку и Анкары, но и Москвы
Читать на сайте Вестник Кавказа25 сентября Сенат Франции признал независимость самопровозглашенной "НКР". Для армянской стороны это большое достижение - парламент одной из стран ядерного клуба, ведущая страна ЕС и член СБ ООН встал на их сторону. Армянское лобби сработало на ура.
Почему это признание состоялось именно сейчас. Во-первых, потому что Азербайджан провел успешную военную операцию, поставившую крест не только на независимости, но, возможно, и на статусе "НКР". Во-вторых, в дело вмешалась Турция, имеющая напряженные отношения с Парижем. Франция с настороженностью наблюдает за тем, как Реджеп Тайип Эрдоган выдавливают ее союзников из Ливии и Сирии, частности, сторонников Халифы Хафтара и курдских YPG.
Париж не устраивает деятельность Турции про разведке газа в Средиземном море. Плюс играет роль религиозный фактор. Эрдоган выступает защитником мусульман мира, а Эммануэль Макрон видит в этом угрозу европейской безопасности. Французы боятся повторения кошмаров Средневековья, когда французский посол ходил на поклон к османскому султану Сулейману Великолепному, а Средиземное море было превращено пашой Хайреддином Барбароссой во внутреннее османское озеро.
Признав "НКР", Сенат поддался влиянию мощного армянского лобби во Франции. В поминании Парижа, Ильхам Алиев - продолжение турецкой политики в Азербайджане. Не исключено, что Макрона задели слова Алиева, произнесенные у Агдамской мечети. Тогда азербайджанский президент раскритиковал двуличность французских лидеров, говорящих о необходимости защиты церквей и в упор не замечающих то, как мечети Зангилана и Агдама превратили в свинарники и коровники. Что еще ждать от человека, призвавшего вывесить над правительственными зданиями карикатуру пророка Мухаммеда?
С точки зрения международного права, действия Франции незаконные и дискредитируют ее статус как сопредседателя Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Реакция Баку с отзывом своего посла и требованием со стороны Меджлиса исключить Париж из МГ вполне понятна и обоснована. Франция ставит под вопрос принцип территориальной целостности, за который вместе с Германией “костьми ложится” при разборе событий на Донбассе, Крыму, Абхазии и Южной Осетии. Париж подменяет понятия и выставляет пострадавший от оккупации и агрессии Азербайджан оккупантом и агрессором.
Если говорить об эффективности шага Сената, то бить в набат Алиеву рано, ведь резолюция носит рекомендательный характер. Ее одобрение Макроном - большой риск для Франции. Не потому, что французов будут выгонять с азербайджанских и турецких рынков, а Эрдоган может устроить им “подлянку” на Ближнем Востоке. Просто такие серьезные внешнеполитические вопросы, в соответствии с Лиссабонским соглашением, необходимо решать в координации с правительствами стран ЕС. Односторонние шаги не будут приветствоваться в Риме, Берлине и Варшаве. Макрон, рассчитывающий на статус наследника Меркель и нового лидера ЕС, может потерять доверие. Не стоит забывать и о реакции Вашингтона. Байден - хоть и тюркофоб, но в карабахском вопросе проявляет корректность и подтверждал территориальную целостность Азербайджана.
Действия Парижа - демарш не только против Баку и Анкары, но и Москвы. Ведь инициированная Путиным трехсторонняя программа впервые за 30 лет предложила действенную формулу выхода из тупика. Она не противоречит тем резолюциям и заявлениям, которые делались в формате СБ ООН и МГ ОБСЕ. Армянские силы выводятся из семи районов. Безопасность армянского населения обеспечена. Если французам не нравится, что конфликт, как и в Сирии, удалось разрешить Путину и Эрдогану - это их проблема. Они показывают, что работают по принципу “либо решаю я, либо пусть будет хаос”.
Полагаю, что Совету Федерации стоит дать правовую и политическую оценку односторонним действиям Парижа, которые ставят под вопрос миротворческие усилия России и дискредитируют статус Парижа как беспристрастного посредника в решении карабахского конфликта.