Иран в ожидании Байдена
Читать на сайте Вестник КавказаОдно из главных внешнеполитических предложений новоизбранного президента Джо Байдена - вернуться к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) с Ираном, от которого президент Дональд Трамп отказался в 2018 году, сообщает Newsweek в материале Iran Says Missiles, Foreign Activity off the Table in Future Biden Negotiations. Сделка стала символом раскола в американской политике относительно того, как вести себя с Ираном: конфликт или переговоры, конфронтация или диалог. Для Трампа отказ от наследия президента Барака Обамы был своего рода навязчивой идеей. Для Байдена восстановление одного из главных достижений своего бывшего напарника - ключевая цель.
Трамп пообещал, что его кампания ”максимального давления” заставит Тегеран вернуться за стол переговоров для заключения более жесткой ядерной сделки. Его администрация нанесла вред экономике Ирана, и в Тегеране надеются на улучшение ситуации в связи с приходом Байдена.
Байден может захотеть снова присоединиться к СВПД, но сначала Ирану придется вернуться к соблюдению условий соглашения. Тегеран постепенно нарушал ряд положений с момента ухода Трампа, а в январе объявил, что больше не будет придерживаться рамок после того, как США убили генерала Касема Сулейамани в Багдаде.
В настоящее время у Ирана в 12 раз больше низкообогащенного урана, чем разрешено СВПД, страна продолжает наращивать свои мощности по обогащению урана. Тегеран заявил, что готов сократить свои запасы до уровней, разрешенных соглашением, если США возобновят свое участие в сделке, но европейские и израильские скептики, не верящие в возобновление отношений между Ираном и США, не верят этому заявлению.
Байден, как Трамп и многие американские официальные лица, заявил, что хочет включить ракетную программу Ирана и деятельность региональной сети доверенных лиц в любую будущую сделку.
Баллистические ракеты Ирана могут угрожать интересам США и их союзников в регионе, и однажды, возможно, Тегерану удастся отправить ядерные ракеты на расстояние более тысячи миль. Доверенные лица Ирана, будь то в Ираке, Сирии, Йемене, Ливане и других странах, играют ключевую роль в продвижении политики Тегерана за рубежом, расширении его влияния и предоставлении ему возможности наносить удары по противникам, таким как Израиль, Саудовская Аравия и США.
Но иранские официальные лица в преддверии любых переговоров с Байденом заявляют, что не будут рассматривать вопрос о включении ракетной программы или иностранной деятельности в сделку с новой администрацией.
Бригадный генерал Хоссейн Дехган, советник аятоллы Али Хаменеи сообщил Associated Press, что Тегеран не откажется от своих ракет: ”Исламская Республика Иран не будет вести переговоры о своей оборонительной мощи ни с кем и ни при каких обстоятельствах. Ракеты - символ огромного потенциала наших специалистов, молодежи и промышленных центров”.
Тем временем глава Корпуса стражей исламской революции, в котором служил Дехган, сообщил, что иностранные операции Ирана будут продолжены. Генерал-майор Хосейн Салами заявил, что Иран будет проводить операции против врагов независимо от того, где они находятся: ”Если кто-то пытается поставить под угрозу интересы нашей великой нации и страны, ему определенно не найти безопасного места на Земле". Ранее генерал-майор обещал отомстить за убийство Сулеймани.