Лидеры конфессий Азербайджана: "В карабахском конфликте нет религиозной составляющей"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Главный раввин Азербайджана Шнеор Сегал, епископ Русской православной церкви, архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр и глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде в совместной статье United in Faith for the Future of Karabakh для Newsweek заявили, что карабахский конфликт не имеет ничего общего с "религиозной войной":

"Мы, религиозные лидеры еврейской, христианско-православной и мусульманской общин Азербайджана, решили высказаться, когда услышали о распространенной в мировой прессе информации о том, что наша страна присоединилась к "священной войне", в которой "христиане находятся под угрозой". У нас у всех разная вера, но мы все азербайджанцы.

Эскалация конфликта между Арменией и Азербайджаном, свидетелем которой стал весь мир, не носит религиозного характера по своей природе, как бы этого ни хотели другие. Азербайджан не играет роли "мусульманской страны-оккупанта".  Мы - многонациональная страна, в которой есть традиции евреев-ашкенази, христиане с католическими, православными и армянскими традициями. Даже нет единой ветви в исламе, среди наших граждан есть и сунниты, и шииты.

В ходе конфликта, приведшего к оккупации территорий Азербайджана Арменией в 1988-1994 годах, более 300 000 азербайджанцев, большинство которых мусульмане, стали беженцами из Армении. В ходе той войны еще 700 000 азербайджанцев были изгнаны из Нагорного Карабаха и с прилегающих территорий, которые до сих пор оккупированы нашим соседом, хотя международно признаны в пределах границ нашей страны. Азербайджан не играет роли оккупанта. В Нагорном Карабахе когда-то наряду с мечетями процветали армянская и русская православные церкви, но сегодня открыты только армянские храмы. Другие культовые сооружения были преобразованы, повреждены или разрушены. В Азербайджане же действуют церкви, синагоги и мечети.

Путь урегулирования конфликта, который предлагает Азербайджан, заключается не в изгнании тех, кто живет в Нагорном Карабахе, а в возвращении туда тех, кто в свое время был изгнан из этих земель. Наша страна предлагает шанс на автономию в рамках правовых границ Азербайджана для тех, кто желает жить в мире с представителями разных религий, культур и этнических групп. Мы предлагаем возвращение наряду с реконструкцией и стремлением к взаимопониманию.

Особенно в последние недели мы стремимся к тому, чтобы целое поколение объединилось, будучи членами общин авраамических верований. Главный раввин посетил второй по величине город Азербайджана, Гянджу, после обстрела ракетами, где помолился вместе с семьями огибших и пострадавших. Архиепископ организовал похороны молодого азербайджанского солдата-христианина, погибшего на передовой, одного из многих представителей наших христианских общин, служащих добровольцами в вооруженных силах. Великий муфтий пытался утешить многие мусульманские семьи, потерявшие близких. Мы собирались вместе и вместе молились. Наш долг как людей веры - стоять вместе со всеми нашими гражданами, независимо от того, исповедуют ли они какую-либо конкретную веру или нет.

На прошлой неделе один из четырех патриархов армянской Апостольской церкви Старший епископ Сахаг подтвердил, что трагические события на Кавказе не являются межрелигиозным противостоянием. Мы надеемся, что мир разберется, что к чему. Опасно играть в политику с религией, равно как и пытаться натравить религии друг на друга. Так быть не должно. Ибо в Торе и в Библии сказано: ”Возлюби ближнего своего, как самого себя” (Левит 19:18, от Матфея 22:39); а в Коране написано: ”Делайте добро родителям , родственникам , сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками” (4:36).

Пусть политикой занимаются политики. Для них чрезвычайно опасно наделять себя исключительными полномочиями и продвигать свои взгляды в религиозных терминах. Мы просим их остановиться и пересмотреть свою позицию. Они не знают, что творят. Есть страны богатые и бедные, христианские, мусульманские, еврейские, исповедующие разные религии. Но мы должны помнить, когда мы ищем благословения Бога, мы все равны в Его глазах".