Евреи молятся за мир в Нагорном Карабахе
Читать на сайте Вестник Кавказа"18 октября я оказался в азербайджанском городе Гянджа, через день после того, как гражданские цели в городе были поражены в ходе четвертой ракетной атаки. Я был свидетелем трагических сцен разрушения и смерти в жилом районе, встречался и разговаривал с еврейскими семьями", - рассказывает главный раввин ашкеназской общины Азербайджана Шнеор Сегал в статье Daring to hope in Nagorno-Karabakh для Jewish News.
"Я смотрел. Я слушал. Я молился. И в итоге задумался над сложным вопросом: что может сделать религиозный лидер, столкнувшись с такой трагедией, кроме как засвидетельствовать ее и присоединиться к общине, находящейся в трауре, чтобы вознести молитвы за умерших? – вопрошает раввин. - Свидетельство и молитва - краеугольный камень ответа на мой вопрос. Но я уверен, что помимо этого верующие люди должны вселять надежду. Надежда - простое слово. Но для него требуется определенная смелость".
С ясностью говорить о надежде в этом неспокойном регионе непросто. Армянские оккупационные силы сохраняют контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами, четвертью территории Азербайджана, в течение почти тридцати лет. Тот факт, что для обеих сторон проблема так и не была решена, привел к возобновлению конфликта.
Любые разговоры о надежде на мир поднимают вопрос, на который пытаются ответить общины по всему миру. Каков наилучший путь к миру в нашем многокультурном и многоконфессиональном мире? Что правильно: изолировать общины за баррикадами или стремиться жить в гармонии?
Сегодня в Армении нет азербайджанцев. Тем не менее 30 тыс. армян мирно живут в Азербайджане (не считая армян, живущих на оккупированных территориях) как равные граждане со своими соседями, наряду с 30-тысячной еврейской общиной Азербайджана, с синагогами и школами, работающими в Баку и по всей стране.
Большинство из них - евреи-ашкенази, которые начали прибывать в страну в начале XIX века. Еще больше людей нашли убежище в Азербайджане, когда для Российской империи и Европы настали темные времена.
Так была сохранена древняя еврейская традиция, уходящая корнями далеко в прошлое. Горские евреи составляют почти треть приверженцев Талмуда в Азербайджане. Они являются потомками евреев Персидской империи, которых можно проследить до V века.
Еврейская община гордится тем, что стала частью богатой и сложной ткани нации, наряду с лезгинами, русскими, грузинами, курдами и целым рядом других этнических групп.
Хотя большинство граждан страны придерживается ислама, Азербайджан - светское, многоконфессиональное, многоэтническое государство, где процветает религиозная и культурная свобода. Это, безусловно, должно быть естественным условием для любой кавказской страны, поскольку регион находится между Востоком и Западом, на одном из величайших религиозных, культурных и торговых перекрестков истории. Такая среда является источником надежды в нашем разрушенном мире.
Правительство Азербайджана подтвердило свои гарантии безопасности и равного гражданства для армянского населения Нагорного Карабаха, сделав важный первый шаг к возвращению в то время, которое помнят только старшие поколения, когда армяне и азербайджанцы жили бок о бок в одном регионе. Таким образом сотни тысяч внутренне перемещенных лиц, выселенных во время войны 1990-х годов, обретают надежду на то, что они скоро смогут вернуться в свои дома.
Шнеор Сегал пишет: "Надеюсь, я больше никогда не стану свидетелем той бойни, которую увидел на улицах Гянджи. Я молюсь за всех погибших и пострадавших с обеих сторон. Но прежде всего я надеюсь на лучшее будущее. Каждый день в синагоге Баку мы произносим следующую молитву: ”Господь, миролюбивый, сущий на небе, сотвори мир для нас и для всего мира, Аминь!”