Армения злоупотребляет "культурой гостеприимства" ради собственных политических интересов

Читать на сайте Вестник Кавказа

Незаконное переселение нарушает нормы и принципы международного гуманитарного права и является военным преступлением, пишет член правления Центра анализа международных отношений Гюльшан Пашаева в статье Illegal resettlement in the occupied territories of Azerbaijan: Cause and effect для Euractiv. На протяжении истории незаконное переселение использовалось государствами-оккупантами как важный инструмент для укрепления своих позиций на оккупируемых территориях. Оккупанты переселяют на захваченные территории собственных граждан или представителей диаспор из разных государств, чтобы воспрепятствовать возвращению населения, проживавшего там до конфликта.

Такая политика направлена на изменение демографической составляющей оккупированных территорий и создание условий для достижения благоприятных результатов во время проведения референдумов для определения будущего статуса таких территорий. Незаконное переселение нарушает нормы и принципы международного гуманитарного права и является военным преступлением. Эти вопросы регулируюстя статьей 49 Четвертой Женевской конвенции, так и статьей 82 Римского статута Международного уголовного суда. Поэтому можно было бы ожидать от международной системы принятия практических шагов для привлечения к ответственности государств, проводящих политику незаконного переселения. К сожалению, это происходит не всегда.

Несмотря на то, что территория бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающих к ней семи административных районов (Лачинский, Кельбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Губадлинский и Зангиланский) признаны ООН как часть Азербайджана, они находятся под оккупацией Армении почти 30 лет. Четыре резолюции Совета Безопасности ООН, требующие немедленного, безоговорочного и полного вывода вооруженных сил Армении с этих территорий, так и не были выполнены Арменией, которая осуществляет эффективный контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими территориями, как подтвердил ЕСПЧ в решении по делу "Чирагов и другие против Армении".

После прекращения огня, достигнутого в 1994 году, незаконное переселение стало одной из важнейших тем для Армении, для фейкового режима, созданного Ереваном в Нагорном Карабахе, и для армянской диаспоры.

Источники, в том числе армянские, сообщают, что десятки тысяч людей переселились на оккупированные территории Азербайджана, включая Лачинский, Кельбаджарский, Зангиланский и Джебраильский районы, прилегающие к Нагорно-Карабахскому региону, с целью аннексии эти территории.

Фактически, две миссии ОБСЕ по сбору фактов, проведенные на оккупированных азербайджанских территориях в 2005 и 2010 годах, сообщили о наличии новых армянских поселений на оккупированных территориях. Разрушительная война в Сирии также внесла значительный вклад в этот процесс. Многие из более чем 15 тысяч сирийских армян, которые не смогли обрести дом в крупнейших городах Армении, обосновались в соседнем Нагорном Карабахе.

Последняя волна незаконного переселения связана со взрывом, произошедшим в порту Бейрута 4 августа 2020 года, после чего сепаратистские власти Нагорного Карабаха заявили о готовности принять 100-150 семей армянского происхождения из Ливана, а также выделить армянской общине Ливана 25 млн драмов (около $51 000) из резервного фонда.

10 сентября армянские СМИ распространили видео о первой ливано-армянской семьи в Шуше, азербайджанском городе, имеющем исключительное значение для азербайджанского народа.

В связи с этим МИД Азербайджана выразил протест Минской группе ОБСЕ, подчеркнув, что незаконное заселение оккупированных азербайджанских территорий этническими армянами, не имеющими никакой связи с регионом, "препятствует возвращению в свои дома изгнанных из Нагорного Карабаха и прилегающих районов азербайджанских вынужденных переселенцев, права которых она нарушает на протяжении уже около 30 лет". Однако никакой реакции со стороны Минской группы ОБСЕ по этому вопросу не поступало.

Заместитель председателя Государственного комитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Фуад Гусейнов отметил Армения злоупотребляет "культурой гостеприимства" по отношению к беженцам и мигрантам ради собственных политических интересов.

"Армения, которая заявляет на международных аренах, что принимает большое количество беженцев с Ближнего Востока, особенно из Сирии и Ливана, размещая их на оккупированных азербайджанских территориях - Нагорном Карабахе и семи прилегающих районах - обманывает международное сообщество, нарушая международное право, международное гуманитарное право и законодательство Армении", - подчеркнул он.

В то же время, как указывает председатель Общественного объединения "Общество гуманитарных исследований" Аваз Гасанов, власти Армении пытались представить ситуацию в Карабахе как безопасную, чтобы побудить граждан Ливана армянского происхождения переехать туда.

Они надеялись, что ливанские бизнесмены армянского происхождения начнут инвестировать в Карабах. Однако прибытие новичков могло также изменить обстановку в плане безопасности в зоне конфликта.

Как указал бельгийский журналист Джеймс Уилсон, "изменение демографии оккупированных территорий путем привоза беженцев армянского происхождения из Ливана, Сирии и Ирака - это одно дело, хотя и незаконное, но заселение Нагорного Карабаха боевиками РПК, которая признана всеми западными странами, включая США и ЕС, террористической организацией - другое".

Джеймс Уилсон также упоминает, что Армения также вербовала террористов и наемников и во время войны в Нагорном Карабахе в 1990-е годы.
Политика незаконного переселения, проводимая руководством Армении, оказала негативное влияние на мирный процесс в Нагорном Карабахе. Бахар Оруджева, вынужденный переселенец родом из Ханкенди считает несправедливым, когда внутренне перемещенным азербайджанцам на протяжении стольких лет было отказано в том, чтобы жить там, где они родились, но сейчас там селятся люди из других стран. Глава азербайджанской общины Нагорно-Карабахского региона Азербайджана Турал Гянджалиев говорит, что "хотя Азербайджан 26 лет надеялся на мирное разрешение этого конфликта, военно-политические провокации Армении развеяли эти надежды. Надеемся, что наша армия освободит наши земли от оккупации в короткие сроки и вопрос о незаконных поселениях останется в прошлом".