Обзор грузинских СМИ 23-29 октября
Читать на сайте Вестник КавказаГрузия готовится к судьбоносным выборам
В эту субботу, 31 октября, в Грузии состоятся парламентские выборы, которые, как отмечают многие эксперты, по накалу политической борьбы станут главным событием в стране с 2012 года, когда потерпела поражение правящая партия экс-президента Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" (ЕНД). Предстоящие выборы станут беспрецедентными как по числу участников, так и по форме проведения: в них участвуют 48 партий и 2 избирательных блока, а проходной барьер был снижен до 1%, что позволяет практический любой партии рассчитывать на получение как минимум одного места в законодательном органе. Нынешние выборы, как и прошлые, проводятся по смешанной избирательной системе, однако под давлением оппозиции власти согласились сократить число избираемых по мажоритарным округам депутатов до 30 человек. Остальные 120 членов парламента будут избираться по партийным спискам, чего и добивалась оппозиция.
Курс на изменение избирательной системы был принят оппозицией по итогам парламентских выборов 2016 года, когда этот вопрос активно рассматривался в конституционном комитете, к работе также была привлечена Венецианская комиссия. Правящая партия "Грузинская мечта - демократическая Грузия" неоднократно заявляла о готовности отказаться от мажоритарной избирательной системы, однако претворять обещания в жизнь не торопилась. Победа Саломе Зурабишвили на президентских выборах в 2018-м году еще сильнее укрепила позиции "Грузинской мечты", однако в начале следующего года на фоне скандала с назначениями судей в Верховный суд Грузии партию покинула Эка Беселия, на тот момент возглавлявшая юридический комитет парламента. Вслед за ней ряды партии покинули влиятельные депутаты, вследствие чего "Грузинская мечта" утратила конституционное большинство и была вынуждена начать идти на уступки оппозиции. Решение о снижении проходного барьера с 5% до 1% было принято летом прошлого года, когда между властью и оппозицией разгорелось очередное противостояние на фоне приезда в Тбилиси на Межпарламенскую ассамблею православия депутата Госдумы России Сергея Гаврилова. Нынешняя формула 120/30 стала результатом долгих споров, которые периодически принимали форму уличных беспорядков и акций протестов. Начало 2020 года привнесло в политическое противостояние "Черного лебедя" в виде пандемии COVID-19, спутав карты как власти, так и оппозиции.
Газета "Резонанси" пишет, что на выборы также повлияет начавшийся 27 сентября нагорно-карабахский конфликт. В Квемо Картли и Самцхе-Джавахети, регионах, в которых проживают этнические меньшинства, произошли столкновения. Газета отмечает, что эти избиратели будут голосовать за "Мечту", так как им импонирует нейтральная позиция Грузии по Нагорному Карабаху. Политолог Паата Закареишвили отметил, что противостояние на выборах между элитами, местными кланами и группировками часто бывает в Квемо Картли и Самцхе-Джавахети, но больше всего шансов на победу у "Грузинской мечты" именно в этих регионах. "Население этих регионов довольно тем, что происходящие в Карабахе процессы не переходят на Грузию. Несмотря на то, что небольшая часть может быть недовольна, большинство считает, что Грузия выбрала правильную политику в отношении карабахской войны", - отметил он. При этом из-за новой избирательной системы в парламент могут пройти 7-8 основных партий. По словам политолога Ники Читадзе, речь идет не только о "Грузинской мечте" и оппозиционном блоке "Сила в единстве", но также о "Европейской Грузии", "Гирчи", партии Нино Бурджанадзе "Единая Грузия – демократическое движение", а также партии "Эка Беселия - за справедливость".
Второй тур будет неизбежен во многих округах
Согласно опросу IPSOS, "Грузинская мечта" может получить около 40% голосов на выборах, ЕНД и Объединенная оппозиция - 33%. Как пишет "Ахали Таоба", исполнительный секретарь "Грузинской мечты" Ираклий Кобахидзе выразил уверенность в победе правящей партии, добавив, что в случае поражения готов уйти из политики. На успех "Грузинской мечты", как пишет "Резонанси", может так повлиять необходимость проведения в ряде мажоритарных округов второго тура выборов. По словам политолога Ники Читадзе, в отличие от парламентских выборов 2016 года в рейтингах "Грузинской мечты" и оппозиционных партий большой разницы нет, и исходя из этого второй тур неизбежен на 20 мажоритарных округах. "Если учесть, что в парламентских выборах 2016 года, когда рейтинг "Грузинской мечты" был намного выше, победитель из 73 округов в первом туре был выявлен только в 23 округах, то теперь, когда рейтинговая разница еще более уменьшилась, есть основание говорить о том, что в большинстве мажоритарных округов состоится второй тур. Это касается как восьми тбилисских округов, так и остальных 22-х", – отметил он.
В свою очередь, политолог Гия Абашидзе заявил, что второй тур пройдет примерно в 10 из 30 округов, а в остальных "Грузинская мечта" одержит уверенную победу. Эксперт Арчил Гамзардия предполагает, что второй тур пройдет в 15 округах, однако отмечает, что в условиях пандемии COVID-19 все может еще измениться из-за "молчунов", которые не придут на избирательные участки.
Саакашвили опять сыграет на руку "Мечте"
На прошлых выборах "Грузинская мечта" часто одерживала победу из-за программы по недопущению возвращения к власти Михаила Саакашвили. Как заявил "Резонанси" аналитик Вахтанг Дзабирадзе, этот фактор будет работать и в этот раз. По его словам, Саакашвили очень способствует укреплению позиций "Грузинской мечты", активно участвуя в предвыборном процессе. "Думаю, стратегия "Антимиша" оправдает себя, и этот фактор запугивания будет снова работать, как и в 2016 году, но уже не в том масштабе", – добавил он. Газета также продолжает, что, несмотря на большое количество партий, избиратели, не поддерживающие ни "Мечту", ни ЕНД на сегодняшний день не видят третьей силы.
Коронавирус остается проблемой
Пандемия коронавируса остается актуальной проблемой для всего мира. В ежедневной статистике смертей от COVID-19 наблюдается скачкообразный рост. Газета "Резонанси" пишет, что в Грузии по сравнению с другими странами очень низкий уровень смертности от коронавируса, у умерших в основном были сопутствующие заболевания.
"Если смертность станет более массовой и увеличится число тяжелых случаев, тогда нужно будет применить жесткие меры с эпидемической точки зрения", – полагает эпидемиолог Ираклий Хмаладзе. Он добавил, что в Грузии вспышку коронавируса следует считать контролируемой, однако ситуация может измениться в любой момент, заключает газета.