После «Домодедово». Комментирует Асламбек Паскачев
Читать на сайте Вестник КавказаСвоим видением путей предотвращения террористических атак с ВК поделился председатель президиума Российского конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев.
- Какие выводы должно сделать общество в связи с недавним терактом в «Домодедово»?
- Задача тех сил, которые совершают теракты – посеять страх и панику, парализовать и расколоть общество, дискредитировать нашу страну в глазах других государств. Они совершают теракты против всех людей, в независимости от того, какой они национальности или к какой конфессии себя причисляют. Только объединившись, мы сможем им противостоять. Общество должно сплотиться. И, конечно, силовые структуры должны четко выполнять свои обязанности.
- Насколько, по вашему мнению, были корректны высказывания ряда СМИ в первые часы после теракта о некоем «кавказском следе»?
- Возникшие в первые же часы после теракта предположения о некоем «кавказском следе» - это отвратительно! Я сам родом с Северного Кавказа. Пусть те, кто заявляют о виновности выходцев с Северного Кавказа, сообщают в соответствующие структуры имеющуюся у них информацию. Пусть дают координаты и помогают следствию. Как в свое время сказал Владимир Путин: «Фамилии, адреса, явки!» После всех произошедших в нашей стране терактов, неужели не понятно, что не важно, какой национальности совершивший теракт. Это вызов всему обществу, всей стране и всему человечеству. Мы должны противопоставить этому злу единство.
С другой стороны, общество и власть должны серьезно проанализировать сложившуюся ситуацию. Ведь если с таким завидным постоянством происходят теракты, то, значит, для этого есть какая-то определенная почва. Значит в нашей стране что-то не так. Надо проанализировать системные причины, которые вызывают теракты. Есть вещи, которые лежат на поверхности: это и массовая безработица, и ухудшение положения в связи с кризисом, и влияние различных радикальных структур, и, возможно, как некоторые аналитики говорят, влияние внешних экстремистских сил. И, конечно же, каждый человек должен четко выполнять на своем месте свои обязанности. Я вылетал в тот день из «Домодедово». Когда я заходил в аэропорт, меня неприятно удивило, что никто, ничего не проверял. Я тогда подумал — не дай бог кому-нибудь в голову взбредет что-нибудь сделать – никакого контроля. Да, перед посадкой нас всех очень четко, хорошо проверили. Но на входе не проверили, хотя и там люди находятся. У нас привыкли не выполнять свои обязанности. Когда я возвращался, уже везде всех проверяли. Но надолго ли это? Думаю, вряд ли. Как в народе говорят, «пока гром не грянет - мужик не перекрестится».
- Насколько было корректным освещение СМИ произошедших событий?
- Мне сразу не понравилось, что первой появилась версия о некоем «кавказском следе». Следственные органы в таком случае должны сказать: «Вы предположили. На основании чего?» Почему это никто не спрашивает? Мы много раз обращались в СМИ с просьбой не говорить о том, о чем достоверно не известно. Суд еще не состоялся, не определены виноватые, а вы уже сами определяете, кто это совершил. СМИ заведомо сеют панику и льют воду на мельницу террористов. Мы должны быть более осторожны в подобных вещах. Что должна делать пресса в подобной ситуации? Она должна обнародовать факты. Если же она проводит анализ — он должен идти на пользу обществу, а не на пользу террористам.
У нас очень серьезное расслоение общества. В связи с этим возникают различные радикальные структуры, националистические структуры. Все это надо анализировать и делать выводы. И те события, которые у нас происходили в конце декабря — это серьезный сигнал для государства и общества. Все знают, что у нас не благополучно на Кавказе. Но сколько это уже длится? Да, разрабатываются программы, направляются туда средства. Но ведь невозможно за год исправить то, что 20 лет разрушалось. Мы должны использовать все возможности для стабилизации ситуации. Это борьба с безработицей, образование, повышение квалификации, создание рабочих мест. Не от хорошей же жизни люди из республик Северного Кавказа или из других регионов России приезжают в большой город. Точно также приезжают мигранты из стран СНГ в Россию, в Москву. Надо установить жесткий контроль. Но с другой стороны, мы видим, какой беспредел устраивают правоохранительные органы. Да, объявили, что будут бороться с коррупцией, закон о полиции принимают. Но в законе не учтены многие поправки, которые бы защищали гражданское общество.
Каждый должен относиться ко всему с гражданской позиции. У нас более 165 национальностей и каждая из них имеет право на самоопределение, если исходить из формального статуса. Мы что хотим разъединиться? Или мы хотим как умные люди жить вместе? Для чего люди объединяются? В Европе сколько веков шли войны? Но потом люди поняли, что войны делают их слабее, и объединились на экономических условиях. А в нашей стране как в том старом анекдоте — война давно кончилась, а мы все еще поезда под откос пускаем. Умные люди объединяются, а мы пытаемся доказать что-то кому-то. Претендующих на наши природные ресурсы много, и нужно иметь мозги, чтобы богатства нашей страны шли нам на пользу. У нас удивительно талантливые, работоспособные люди, которые находят применение где угодно, только не в нашей стране. Никто из-за пределов нашей страны не придет и не будет нам помогать. Мы сами должны решать свои проблемы - изживать всякую гадость, и делать все, чтобы наша страна была процветающей. Нужно защищать нашу страну. Мы должны чувствовать, что власть защищает законопослушных граждан независимо от их национальной принадлежности. Необходимо, чтобы в людях вновь появилась гордость за свою страну.