Дефицит бюджета РФ приближается к 2 трлн рублей

Читать на сайте Вестник Кавказа

В январе - сентябре нынешнего года дефицит федерального бюджета РФ, согласно предварительной оценке, вырос до 1,778 трлн рублей. Это следует из материалов, опубликованных на сайте Минфина России.

Дефицит бюджета в январе - августе этого года предварительно составил 1,69 трлн рублей.

Доходы бюджета за девять месяцев составили 13,216 трлн рублей, или 64,2% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".

Расходы бюджета за этот период составили 14,994 трлн рублей, или 76,2% к общему объему расходов федерального бюджета, утвержденному тем же законом, и 63,2% к сводной бюджетной росписи федерального бюджета с учетом внесенных изменений.

Больше всего доходов направила Федеральная налоговая служба - 7,86 трлн рублей, или 59,7% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2020 год.

От Федеральной таможенной службы поступило 3,22 трлн рублей. Это 58,7% к прогнозным показателям на год.

Другие федеральные органы перечислили 2,14 трлн рублей, или 109,8% к годовому прогнозу.

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" напомнил, что дефицит федерального бюджета формируется в результате действий двух факторов - недополученных доходов и роста расходов.

"Если мы посмотрим на первый фактор, то должны обратить внимание, что, по прогнозам Международного банка реконструкции и развития, у нас в текущем году ожидается падение реального ВВП до 6%. Это приводит к тому, что федеральный и региональные бюджеты теряют доходы, связанные с НДФЛ, НДС. Далее, локдаун привел к резкому снижению потребления топлива, и это сократило поступление акцизов, связанных с использованием топлива, в федеральный бюджет. На снижение доходов федерального бюджета оказало влияние также падение стоимости нефти и других сырьевых товаров и сокращение объемов их поставок, особенно газа и нефти, в рамках сделки ОПЕК+. Закрытие границ, снижение объемов импортно-экспортных операций тоже снизили, в частности, поступление таможенных пошлин. То есть, по всем параметрам доходы федерального бюджета падали", - поведал эксперт.

"А социальные расходы, наоборот, росли. Федеральное правительство принимало решение не только с точки зрения поддержки отраслей в виде предоставления, например, бесплатных кредитов на заработную плату, которые все-таки представляют собой возвратные деньги, - было решено поддержать льготную ипотеку, провести прямые выплаты населению в виде выплат семьям с детьми, повышенных пособий. Кроме того, выросли расходы федерального бюджета, связанные с погашением долгов и дефицита региональных бюджетов, которые в условиях пандемии не добрали много средств в виде НДФЛ. Отчасти высокие расходы связаны с необходимостью финансировать Пенсионный фонд, поскольку правительство принимало решение об установлении льготных ставок платежей социальных взносов в эти фонды. Все в совокупности приводит к тому, что дефицит федерального бюджета достаточно большой", - заявил проректор Академии труда и социальных отношений.

Говоря о прогнозах на оставшуюся часть года, эксперт назвал крайне наивной надежду, что доходы федерального бюджета вернутся к показателям, характерным для сентября-октября 2019 года. "По разным прогнозам, в годовом выражении ВВП России может упасть на 4,5-4,8% (так считает Минэкономразвития, и это оптимистичный вариант) или на 6% (прогноз МБРР). Все равно экономика продолжает падать, рассчитывать, что дефицит каким-то чудесным образом прекратит расти, вряд ли стоит. Да, может быть, соотношение доходов и расходов изменится в силу того, что экономика постепенно восстанавливается, но говорить о том, что мы в этом году сможем преодолеть дефицит, едва ли можно", - указал он.

Соответственно, подчеркнул ученый, расходы бюджета на будущий год будут существенно пересмотрены. "Минфин уже объявил о необходимости попытаться сэкономить по многим разделам федерального бюджета на следующий год в пределах 10%. Это не касается социально защищенных статей расходов, которые связаны как раз с пенсиями, выплатами материнского капитала, социально значимыми проектами. Но, по крайней мере, практически все виды расходов, связанных с инфраструктурными проектами, ВПК, расходами на содержание государственного аппарата, будут сокращены", - заключил Александр Сафонов.