Теракт в «Домодедово». Отклики из Тбилиси
Читать на сайте Вестник КавказаТеракт в «Домодедово» вызвал возмущение во всем мире, в том числе в Грузии. Корреспондент ВК беседует с профессором философии Гурамом Гогибедашвили.
- Гурам Ираклиевич, какие чувства вы испытывайте после ужасного теракта в Москве?
- Ужас и боль. Погибли люди. В таких случаях часто добавляют «невинные люди». Думаю, от такого словосочетания в связи с терактами следует отказаться раз и навсегда. Разве могут быть «виновные» и «невинные» жертвы терактов? Подобные определения, принятые во всем мире, на мой взгляд, несколько дезориентируют понятийную систему. А она должна быть четкой и однозначной: Любой теракт – подлость сама по себе, потому что направлен против людей. Не против «невинных», а просто против людей.
Я говорю об этом не случайно. Дезориентация понятийной системы приводит к таким чудовищным интеллектуальным продуктам, как попытки «объяснить» теракты какими- то причинами. А от «объяснения» до «оправдания» в данном случае один шаг. У кого-то травма, у кого-то было тяжелое детство – это не имеет к теракту ровным счетом никакого отношения. У многих бывали травмы, у многих тяжелая судьба, но только тот становится террористом, кто изначально склонен к злодейству.
Обратите внимание на последнюю трагедию в «Домодедово» (которое я еще с советских времен знаю как свои пять пальцев, потому что бывал там даже не десятки, а сотни раз). Террорист в последний момент воскликнул: «Я вас всех убью». Кого всех? Даже с точки зрения гнусной террористической «логики», этот теракт абсурден – погибли граждане России, Германии, Таджикистана, Великобритании, Украины и так далее. Есть среди них и наш соотечественник Вахтанг Лобжанидзе.
Но как только мы зададимся вопросом: «Его-то за что?», сразу допускаем ужасную ошибку. А за что других – таджиков, поляков, украинцев, русских, узбеков, немцев? То есть в данном случае террористы нам навязывают свою точку зрения, даже если они этого не осознают и такой цели не ставят.
Нечеловека, взорвавшего бомбу, двигала только ненависть, потому что в нем жил убийца, жил сатана! Это ненависть к людям вообще. Человек, в котором живет бог, всегда найдет в себе силы подняться над ненавистью. Как это не политкоректно и немодно, категорически не согласен с тем, что террористами не рождаются. Говоря такое, мы опускаем ту самую роковую ошибку, о которой говорил минуту назад.
- Как же бороться с этим злом?
- Много придумано концепций, исписаны миллионы страниц и у нас и на Западе. На самом деле противоядие тут одно и простое - абсолютная непримиримость общества и беспощадность государства. Мне приходилось изучать историю российского терроризма имперской эпохи (судя по всему, респондент имеет в виду террористическое движение рубежа XIX-XX веков, - ВК). И все время задавался вопросом, почему в наше время (несмотря на весь ужас, творившийся в процессе распада и крушения) не было и нет такого, чтобы террористические организации песнями снаряжали своего члена на убийство, скажем, чиновника, а убийца, после выстрела или броска бомбы, стоял бы на месте преступления с гордо поднятой головой и скрестив руки на груди, как «народовольцы», «передельцы», «эсеры» и тому подобные?
Ответ один - потому что изменилось общество. Само общество стало относиться к этому совершенно по-другому. И только на этой ценностной основе можно выстроить понятийную систему абсолютного неприятия и непримиримости к терроризму. В этом случае он загниет и исчезнет сам, также как исчезли многие исторические явления, которые в прежние века считались неистребимыми.