Foreign Policy: что привело к эскалации конфликта в Карабахе

Читать на сайте Вестник Кавказа

Возобновление 27 сентября боевых действий на оккупированных армянскими войсками азербайджанских территориях можно было предвидеть. В середине июля на границе Армении и Азербайджана, произошла вспышка конфликта, но не она стала непосредственной причиной сегодняшних боевых действий, пишет Foreign Policy.. Издание коротко описывает историю конфликта, начавшегося в конце 1980-х годов, когда армяне Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджана решили вывести территорию из состава республики.

В феврале 1988 года региональный совет НКАО проголосовал за объединение с Армянской ССР, но центральные советские власти упразднили местное самоуправление. В 1992 году, через год после обретения Арменией и Азербайджаном независимости, армянские силы захватили контроль над соединяющим Нагорный Карабах с Арменией Лачинским коридором, извилистой горной дорогой, модернизированной с тех пор на средства армянской диаспоры. Затем, развернувшись на север, они захватили Кельбаджарский район Азербайджана. До начала прошлого месяца они продолжали удерживать не только бывшую НКАО, но и семь других азербайджанских районов за пределами Нагорного Карабаха.

Около 800 000 азербайджанцев подверглись этнической чистке в захваченных районах. Еще 200 000 человек были изгнаны из самой Армении, найдя убежище в Азербайджане. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) создала Минскую группу под председательством США, Франции и России для содействия переговорам по урегулированию конфликта. На протяжении четверти века Азербайджан поддерживает большое количество беженцев и внутренне перемещенных лиц, составляющих 10% от общей численности его населения.

Несмотря на периодические столкновения, самые тяжелые из которых произошли в 2016 году, статус-кво сохранялся до сентября 2020 года. Оккупированные земли составляют 20% международно признанной территории Азербайджана. Четыре резолюции Совета Безопасности ООН (822, 853, 874 и 884), принятые в 1993 году, призывают армянские войска немедленно покинуть все оккупированные территории.

Азербайджан терпел на протяжении целого поколения. Баку и Ереван приняли Мадридские принципы урегулирования, предложенные Минской группой более десяти лет назад. Принципы призывают вернуть семь районов вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана; предоставить Нагорному Карабаху временный статус, который обеспечит ”гарантии безопасности и самоуправления”; обеспечить связь с Арменией посредством коридора; определить окончательный правовой статус региона ”посредством юридически обязательного волеизъявления”; вернуть всех беженцев и вынужденных переселенцев в места прежнего проживания; и развернуть миротворческую операцию.

Но переговоры не продвигались. Азербайджан на протяжении многих лет предупреждал, что применение силы будет крайней мерой, если мирный процесс будет исчерпан. Отказ от согласованной основы для переговоров завел процесс мирного урегулирования в тупик.

Армения практически отказалась от Мадридских принципов. Премьер-министр страны Никол Пашинян, пришедший к власти в результате подобия ”цветной революции” в мае 2018 года, изначально производил впечатление открытого собеседника, готового обсуждать острые вопросы. Но не выполнив свои предвыборные обещания, Пашинян стал жертвой ирредентистского национализма и заложником собственной националистической риторики, которая усилила внутренний армянский популизм и милитаризм. Этот ирредентистский национализм, наконец, затронул не только проблему Нагорного Карабаха, которой Пашинян, как и его предшественники, политически манипулировал, но распространился и на других соседей за пределами Азербайджана.

Пашинян выдвинул территориальные претензии к Турции, развязав дебаты по Севрскому договору 1920 года, который так и не вступил в силу и был заменен Лозаннским договором 1923 года. Севрский договор был попыткой союзников ликвидировать Османскую империю и разделить ее территории после Первой мировой войны. В рамках этого раздела Армения получила бы часть северо-восточного региона современной Турции. Во время празднования столетия Севрского мирного договора в августе 2020 года Пашинян охарактеризовал так и не ратифицированное соглашение как ”исторический факт” и призвал к восстановлению справедливости. Иными словами, армянское государство в лице главы правительства открыто заявило право собственности на земли, которые были частью Турции в течение 100 лет.

В марте 2019 года, министр обороны Армении Давид Тоноян заявил, выступая перед армянской общиной в Нью-Йорке: ”Как министр обороны я переформулировал формат ”Территории в обмен на мир”. Мы сделаем прямо противоположное: "Новая война за новые территории"”. Этот угрожающий лозунг мог относиться к большему количеству территорий вокруг уже оккупированных, к азербайджанскому эксклаву Нахичевани или к другим землям. То есть Азербайджану следовало ожидать военных провокаций со стороны Армении с целью захвата новых территорий.

Внутриполитическое давление на Пашиняна усилилось, когда он предал суду бывшего президента Роберта Кочаряна, следственная служба Армении в конце 2019 года предъявила другому бывшего президент Сержу Саргсяну обвинение в организации хищения у государства свыше 1 миллиона долларов путем растраты. Саргсян в своей время отправил Пашиняна в тюрьму в 2009 году в связи с его протестами против сфальсифицированных выборов. И Саргсян, и Кочарян родом из самого Карабаха и являются членами одного политического клана, который доминировал в армянской политике с середины 1990-х годов до 2018 года.

Через пять месяцев после заявления Тонояна в Нью-Йорке Пашинян в августе 2019 года развенчал миф о том, что армяне на оккупированных территориях, называемых ”Нагорно-Карабахской Республикой”, непризнанной мировым сообществом, сами управляют регионом. В частности, в скандальной речи 5 августа во время "панармянских игр", проведенных в Ханкенди, Пашинян заявил: ”Нагорный Карабах - это Армения, и точка”. Таким образом на словах он подтвердил аннексию.

Ни один армянский политик не говорил подобного после войны в начале 1990-х годов, во-первых, потому что это политическая бомба, поскольку территория международно признана частью Азербайджана; а во-вторых, потому что Армения стремилась сохранить видимость независимости Нагорного Карабаха. Действительно, в деле ”Чирагов и другие против Армении” Европейский суд по правам человека в Страсбурге в 2015 году постановил, что фактически именно Армения, а не местная администрация в Нагорном Карабахе, осуществляет эффективный контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими территориями.

Заявление Пашиняна представляло собой категорический отказ от Мадридских принципов ОБСЕ, в соответствии с которыми окончательный статус территорий должен определяться по результатам переговоров.

В июле, после нескольких месяцев воинственной риторики, Пашинян прямо и открыто подтвердил свое неприятие Мадридских принципов, предложив семь новых условий для переговоров с Азербайджаном.

Одновременно у Пашиняна появились проблемы с президентом России Владимиром Путиным, хотя Россия в качестве сопредседателя Минской группы сохраняла политический баланс, воздерживаясь от оказания открытой политической и военной поддержки Армении, несмотря на дислокацию военной базы в Гюмри.

Турция, с другой стороны, всегда выражала политическую и военную поддержку борьбе Азербайджана за возвращение своих оккупированных территорий. И в этот раз Анкара поступила аналогичным образом. Благодаря ее вооружению, Азербайджан уничтожает армянские танки и другую бронетехнику, при этом неся минимальные потери.

Учитывая тесные связи между Турцией и Азербайджаном, сам Пашинян пытался разыграть карту туркофобии и даже религиозную карту. Он зашел настолько далеко, что предположил, будто конфликт между христианской Арменией и мусульманским Азербайджаном является столкновением цивилизаций. По всей видимости, это свидетельствует об отчаянии.

В Азербайджане по-прежнему проживает миллион беженцев и внутренне перемещенных лиц. Армения увеличила количество поселений на оккупированных территориях, а произведенные там товары маркируются как ”Сделано в Армении” и без проблем экспортируются в Европейский Союз. Риторика Еревана со временем только усугубилась. К конечном счете, все это привело к эскалации конфликта.