Первый год второго президента Дагестана
Читать на сайте Вестник КавказаПервый год президентства Магомедсалама Магомедова не принес заметных улучшений в республике, но очевидно, что им были предприняты серьезные шаги, чтобы заложить фундамент стабильности.
Реформы в сфере управления
Одни ожидали от Магомедова более радикальных мер по наведению порядка, полагая, что нужны жесткие административные реформы с целью сокращения бюрократии и наведения порядка в правоохранительных органах. Другие возражали - трогать бюрократию пока нельзя. Это приведет к обострению и без того сложной обстановки. Административная реформа это, по сути, передел клановой системы, что чревато серьезными конфликтами в условиях, когда конкурирующие группы имеют вооруженные силы и высоких покровителей. Магомедову приходится с ними считаться и учитывать их интересы. При проведении жесткой административной реформы многие кланы пришлось бы отстранить от бюджетной кормушки, что привело бы к обострению существующих конфликтов и окончательному расколу дагестанской элиты. Магомедов, наоборот, объявил о консолидации дагестанского общества. Он исходил из того, что стабильность в республике во многом зависит от консолидации элиты, и чтобы руки дошли до экономических вопросов, между национально-клановыми и олигархическими структурами должен быть установлен хотя бы худой мир. В течение года Магомедов доказал, что намерен покончить с анархией. Сейчас практически всем влиятельным политическим группам приходится считаться с властью главы республики, использующего также старые связи своего отца Магомедали Магомедова.
Межконфессиональный диалог
Другим направлением работы главы республики стали межрелигиозные конфликты, которые не удавалось погасить пока власти поддерживали одно религиозное течение. Впервые стали приниматься меры по примирению различных религиозных направлений. Ведутся переговоры с представителями салафистского течения, которые до недавнего времени находились на нелегальном положении и попадали в списки «неблагонадежных». Создана правительственная комиссия по адаптации боевиков к мирной жизни. Она призвана вести переговоры, с боевиками, чтобы склонить их к мирной жизни на условиях гарантий соблюдения их прав в рамках закона. Комиссию возглавляет первый вице-премьер Ризван Курбанов. В ее состав входят главы силовых ведомств, авторитетные общественные деятели - командир ТОКСА, генерал КГБ в отставке Омар Муртазалиев, представитель салафитского течения, исламский ученый, член Ассоциации алимов «Ахлю-с-Сунна» Абас Кебедов.
От количества силовиков к качеству их работы
Еще одной важной инициативой президента стало создание качественно нового крупного спецподразделения (800 человек) для ведения борьбы с непримиримыми боевиками. Эту инициативу в обществе встретили неоднозначно. Эксперты считают, что безопасность нужно обеспечивать качеством работы оперативников, следствия, судов, а простое увеличение численности силовиков сделает ситуацию еще более нестабильной. У силовиков нет единого центра подчинения, между ними существует элемент конкуренции и взаимного недоверия. У прикомандированных работников силовых ведомств свое начальство, у местных - свое. Прикомандированные генералы зачастую не владеют ситуацией, не учитывают местные особенности и возможности ведения переговоров. С увеличением числа силовиков растут и расходы на их содержание. Для этого выделяются огромные средства, которые могли бы идти на развитие социальной инфраструктуры, вкладываться в экономику. Специалисты говорят, что не нужно усиливать силовиков, которые в используют войсковые методы, не нужно усиливать сотрудников милиции, которые занимаются исключительно охранными функциями, прежде всего, охраной VIP. Усиливать и очистить нужно следственные органы, ведь преступления часто не раскрываются, а людей объявляют террористами, не предъявляя доказательств. К тому же, когда значительные средства расходуются на безопасность, у коррумпированных элементов в силовых ведомствах появляется мотив искусственно создавать напряженность, мотивируя власть выделять вес больше средств.
Словом, создание еще одного подразделения из 800 человек вряд ли даст результат, если эта структура будет просто военизированным отрядом, исполняющим не всегда оправданные приказы милицейского начальства. Эксперты сходятся во мнении, что новому спецподразделению необходимо присвоить оперативные и следственные функции, набрать туда профессиональных опытных юристов. Немаловажно и повышение качества работы оперативных групп захвата, перед которыми стоит задача сохранить и свою жизнь, и жизнь тех, кого они задерживают. Специалисты говорят, что если силовики заинтересованы в раскрытии преступлений террористической направленности, то боевиков нужно брать живыми, а для этого нужны опытные психологи, оперативники, теологи.
Удельные князья - угроза единству Дагестана
Во многом неуправляемой ситуацию в республике делают главы районов, городов, министры, руководители крупных предприятий и учреждений, у которых есть своя вооруженная охрана, амбиции и стремление к самостоятельности. Их охраняют местные милиционеры, личные телохранители, сотрудники вневедомственной охраны. В совокупности это целая армия, разбитая на множество законных и незаконных формирований, нередко враждующих между собой. Очевидно, что их придется постепенно разоружать и распускать. Из этого резерва можно формировать президентскую гвардию.
Боевые братства тормозят и развитие экономики. Любое крупное событие в республике напоминает парад силовиков. Каждый чиновник приходит туда со своей вооруженной охраной. После приезда на инаугурацию Магомедова полпред президента в СКФО Александр Хлопонин сказал что, такого количества вооруженных людей он не видел нигде. Бряцанье оружием производит неприятное впечатление не только на полпреда, но и на инвесторов. Они понимают, что «вкладываясь» в Дагестан, вынуждены будут содержать и незаконные «вооруженные силы». На мероприятиях, экономических форумах гости, столкнувшись с парадом силовиков, просто пугаются. Они отзываются о республике положительно, но когда дело доходит до заключения контрактов, вежливо отказываются. На одном из предновогодних совещаний Магомедсалам Магомедов дал понять, что будет бороться с эти явлением и разоружать охранные формирования.
Съезд народов Дагестана
В конце минувшего года прошел съезд народов Дагестана, вызвавший однозначные комментарии. Некоторые называли его съездом чиновников и местных элит. Однако на съезде присутствовали и представители местных сообществ из всех районов республики, у которых ранее практически не было возможности встретиться и обсудить проблемы многонациональной республики. Их присутствие на съезде создавало ощущение общности, что важно в нынешних условиях, когда это ощущение начало утрачиваться. К тому же на съезде были услышаны голоса тех, кого до недавнего времени не хотели слышать.