Записки "глухонемого"
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце прошлого года в Грозный в очередной раз приехал уроженец Башкирии, живущий сейчас в Набережных Челнах, Раил Вахитов. Уже шесть раз он бывал в Чечне, объехал и обошел пешком почти все ее районы. По пути в чеченскую столицу проехал по Дагестану, Ингушетии, Осетии, Ставропольскому краю, где тоже знакомился с местными жителями.
Во время пребывания в Чечне Вахитову посчастливилось стать кунаком во многих аулах. "Я был гостем у гребенских татар, терских казаков, всегда хлебосольно встречали меня немцы, кумыки, ногайцы, русские, украинцы, армяне, грузины, ингуши и люди других национальностей, проживающих в Чечне и считающих ее своей второй родиной", - рассказывает путешественник.
На вопрос, почему он выбрал именно эти края, Вахитов отвечает: «Поскольку я всегда считал, что моя судьба в моих руках, то отказаться от поездки в эти загадочные края с не менее загадочным народом не мог. Когда-то давно, после окончания средней школы, я неделю был в Орджоникидзе, в Северной Осетии. Ныне это Владикавказ, или Владик, как с любовью называют свою столицу ее жители. Но в памяти почти ничего не сохранилось. Теперь же можно было, не торопясь, другими, взрослыми, глазами и с иным мышлением познакомиться с Кавказом и, прежде всего, с Чеченской республикой, о которой у многих сложилось неоднозначное мнение. В юношеские годы упоминание о Кавказе у меня было связано только с романтическими историями о подвигах, любви, об истинном товариществе и красоте».
Результат своего первого путешествия путник решил закрепить на бумаге. Во время поездок у Вахитова всегда были блокнот и ручка - так произошел его писательский дебют: «Чтобы хоть как-то развеять мысли сомневающихся в порядочности вайнахов, я решил написать книгу об этом удивительном народе-легенде». Книгу Вахитов "Записки "глухонемого", или Путешествие на Кавказ". По словам автора, ему везло на случайные встречи и знакомства, перераставшие затем в дружбу: "Это были простые сельские труженики, рабочие, милиционеры, таксисты, пенсионеры, работники сферы обслуживания и торговли, медицинские работники, руководители разных рангов, мастера, прорабы, директора сельхоз предприятий, работники высших учебных заведений, культуры, спорта и т.д. И, конечно, мне очень везло на встречи с когортой писателей и поэтов Чечни".
Вот в некоторые случаи, о которых вспоминает Вахитов:
"Таксист Магомед не только доставил меня до гостиницы, но пригласил в тот же день к себе в гости. Надо отдать должное моей наглости: я не только погостил у него, но и согласился пойти с Магомедом в сауну его родственников, живших в этом же селе через два квартала".
- "В один из приездов у меня кончились деньги, и я позвонил домой, чтобы срочно прислали. Почему-то мой блиц-перевод вместо Сбербанка России в Грозном очутился в Сбербанке России в Дагестане. Взглянув на мой растерянный вид, мужчина, который стоял за мной в очереди, предложил мне - случайному встречному - деньги".
"Было два таких случая. Как-то я ненароком толкнул плечом проходящих мимо меня молодых ребят. Первое, о чем я тогда подумал: не избежать мне хорошего подзатыльника и в лучшем случае - оскорбительных слов или мата. В первом случае, молодые грозненцы сами извинились передо мной и продолжили свой путь, о чем-то весело беседуя, во втором же случае, "пострадавшие" расхохотались, тот, которого я толкнул тогда плечом, пожал мне руку и, подмигнув дружески, пошел догонять друзей".
"Я шел по улице Таманской в гостиницу. Проходя мимо небольшого здания под номером 75, увидел написанное от руки объявление: "Найден браслет и серьги". Там же было указано, по какому телефону звонить, и стояла дата: 27 марта 2009 года. Я бы не придал этому значения, если бы за три недели моего пребывания в Чечне такое уведомление о находке было бы первым. Но я встречал их частенько: то о найденном кошельке с деньгами, то о водительских правах".
"Меня пригласил домой в гости начальник отдела культуры Шелковского района Исрапил Салгиреев, где произошел со мной прелюбопытный конфуз. Пока он помогал жене на кухне, я стал рассматривать красивый кинжал, висевший над креслом, где я сидел. В это время зашел Исрапил и, увидев это, тут же снял со стены кинжал и подал его мне. Когда я стал отказываться от подарка, он объяснил, что по чеченским законам любую вещь, понравившуюся гостю, хозяин дома должен подарить ему. Если гость не хочет обидеть хозяина, он должен принять подарок".
Александр Бабаев, член Союза писателей РФ: "Оставаясь человеком со стороны, автор аллегорично позиционирует себя в роли глухонемого человека, способного лишь созерцать и фиксировать увиденное. Заводчанин, технарь, руководящий работник, воспитанный на фундаментальных традициях славянской культуры, истинный патриот России, он не мог не обратить внимания на иные нравственные критерии чеченского народа. Измученная и растерзанная многолетней кровавой войной, Чечня предстает перед читателем не озлобленной, а полной жизнеутверждающей силы и благочестия, успешно преодолевающей трудности послевоенного возрождения".
Во время своих поездок путешественник смог увидеть и почувствовать культуру и быт чеченцев. "У каждого народа есть хорошее и его надо не только знать, но и перенимать", - говоря об этом, Раил Вахитов приводит в пример многолетнюю дружбу казаков и чеченцев, проживающих сегодня в станицах республики. Автор надеется, что его книга "Записки "глухонемого", или Путешествие на Кавказ" в будущем пригодиться всем россиянам.