Как коронавирус оказался сильнее властей Армении, какой будет политическая осень, почему судьи не торопятся занять кресла в Конституционном суде - Анализ армянских СМИ за 27 августа – 2 сентября. Политика
Читать на сайте Вестник КавказаПоследствия нынешнего кризиса, связанного с пандемией коронавируса и повлиявшего буквально на все сферы производства, оказались для Армении хуже, чем прогнозировались изначально, а власть с самого первого дня запаздывала с принятием необходимых мер, чем еще раз доказала свою несерьезность и самовлюбленность, - пишут армянские СМИ.
Как коронавирус власти Армении победил
"Как власть, так и экономика, и система здравоохранения оказались совершенно неготовыми к кризису. Правительство по антикризисным программам растратило примерно 150 млрд драмов, однако их эффективность крайне низкая, поскольку изначально были выбраны не те направления. И сейчас Армения находится в глубоком финансово-экономическом кризисе, спад экономической активности за семь месяцев составляет 6-7%, в результате чего страдают, в первую очередь, средний класс и необеспеченные слои населения, а также малый и средний бизнес", – заявил член партии АРФ "Дашнакцутюн", экономист Сурен Парсян в ходе дискуссии на тему "Социальная политика государства в период эпидемии: она в интересах простых граждан?", организованной партией "Во имя социальной справедливости", - читаем на страницах интернет-издания Panorama.am.
Ситуация усугубляется еще тем, что власти дают неверные сигналы, реально не озвучивают то, что есть и что ждет людей, из-за чего страдает в том числе и бизнес. "К сожалению, в Армении все еще действует модель "Сильная власть – слабое государство", которая в период кризисов создает серьезные проблемы для страны. Многие годы мы заявляли о необходимости отказа от этой модели и пандемия, по сути, в очередной раз ярко продемонстрировала потребность в сильном национальном государстве", – резюмировал Сурен Парсян.
Как сообщает пресс-служба партии "Во имя социальной справедливости", экономист Татул Манасерян на собственном опыте убедился, что политика правительства не соответствовала сложившейся ситуации и не была адресной. Многие люди просто выпали из программ соцподдержки государства, хотя были потенциальными бенефициарами. "Эти несколько месяцев показали, что использование госсредств не оправдало себя, не было адресным. Много было разговоров о том, чего ожидать людям, которым не удалось избежать эпидемии. Если бы я сам не оказался в этой ситуации, я бы считал, что такие слухи политизированы, но я сам через это прошел и могу сказать, что удостоился нулевого внимания. Я лично потратил больше, чем, вроде бы, должен был получить от государства. Но у этого вопроса есть и моральная сторона - мы хотим понять, может ли гражданин Армении претендовать на государственную поддержку или это всего лишь пропаганда", – сказал Манасерян, добавив, что вся эта ситуация с эпидемией является четким индикатором того, может ли государство преодолевать трудности и речь не только о коронавирусе, но и о других проблемах. В свою очередь социолог Самвел Манукян представил ожидания населения от властей в период пандемии. По его словам, результаты июньского опроса показывают, что среди населения все еще существует определенное доверие к властям, несмотря на то, что правительство не имеет опыта в решении системных проблем", - пишет автор публикации.
Политическая осень обещает быть жаркой
Жаркая политическая осень может стать реальностью, - пишет газета "Грапарак". "С одной стороны, трио АРФД-ППА-"Родина" начало активно проводить встречи и разрабатывать программы. Начало было положено визитами ППА в области. С другой стороны, другие части оппозиции намечают признаки консолидации. РПА, к примеру, тоже посещает области, наводит порядок в региональных офисах, националистические общественные организации выступают с требованием отставки Араика Арутюняна, с другой стороны, некогда союзники власти тоже подают заявки. С сайта мэрии Еревана нам также стало известно, что член группы "Сасна црер" Армен Лусинян подал уведомление о проведении маршей в конце сентября. "Црер" также призывают к уличной борьбе, они против эксплуатации Амулсарского рудника. Партия Реформистов разместила в Facebook заявление о проведении митинга 4 сентября", - пишет издание.
Судьи не намерены драться за кресла в КС
"Господин Аветисян был не моим кандидатом, а кандидатом правительства", - заявил министр юстиции Армении Рустам Бадасян, касаясь решения бывшего кандидата в судьи Конституционного суда Ваграма Аветисяна, читем на страницах интернет-издания Aysor.am. "Правительством была выдвинута кандидатура, однако в результате обсуждений возникла ситуация, из которой был найден выход. Господин Аветисян отказался от участия в дальнейших процессах. Я не вижу смысла в дальнейшем обсуждении вопроса", - сказал министр. "Видно, совсем уж пусто у правительства с юристами-профессионалами, согласными легитимизировать изначально сомнительный в плане законности процесс занятия вакантного места судьи КС, раз власть снова выдвинула кандидатуру однажды уже прокатившего ее парламентскую фракцию Эдгара Шатиряна, - пишет газета "Голос Армении" в продолжение темы.
"Итак, после отказавшегося баллотироваться в судьи КС Ваграма Аветисяна следующим стал Эдгар Шатирян. Тот самый, которого фракция власти в полном составе выбрала членом Комиссии по предотвращению коррупции, а после того, как три ее члена проголосовали против того, чтобы Шатирян стал председателем, он отказался работать в ней вообще, даже не проинформировав о своем решении выдвинувшую его фракцию власти.
В интервью civilnet.am Шатирян на вопрос "процессы вокруг КС правовые, политические или правовые под политическим соусом?" отметил: "Конечно, было бы несерьезно утверждать, что последние развития не содержат элементов политического процесса, и в какой-то степени это нормально, закономерно и логично. Да, мы говорим: судебная независимость, невмешательство в эту независимость, несменяемость судей, но это отнюдь не означает вседозволенность". Так внесенные парламентом в июне изменения в статью 213 Конституции законны? На этот конкретный вопрос Шатирян ответил: "По поводу легитимности процесса воздержусь озвучить однозначный положительный ответ, поскольку, тем не менее, определенные проблемы есть. И как юрист, я обязан озвучить их. Речь о том, что 202-я статья Конституции дает возможность парламенту внести изменения в ст. 213. Сначала парламент хотел провести референдум, хотя сам мог окончательно решить вопрос. В конце концов, исходя из политических расчетов, решил сам изменить эту статью. Здесь проблем с конституционностью я не вижу".
Проблема видится Шатиряну в другом. В том, что Конституция императивно предусматривает, что до принятия проекта во втором чтении парламент должен был направить его в КС на соответствие его Конституции. Вместе с тем Регламент НС предусматривает голосование по вопросу отправки проекта конституционных изменений в КС. При этом ответа на вопрос, что делать дальше, если парламент решает не направлять проект в КС (что, собственно, и произошло), нет…
Сегодня на должность судьи КС правительство выдвинуло кандидата, который видит в происходящих вокруг КС процессах политические элементы, видит проблемы легитимности в процессе принятых парламентом конституционных изменений, считая, что обратиться в КС было обязанностью парламента, и, предполагая, что не обращение было результатом политического решения, но который при всем при этом… согласился баллотироваться на должность судьи Конституционного суда. То есть согласился стать частью антиконституционного процесса, легитимизировать изначально сомнительный в плане законности процесс, который к тому же сегодня оспаривается в Европейском суде. Весьма "принципиальная" позиция, согласитесь", - иронизирует издание.
Армейцы денег не считают
Газета "Жоховурд" пишет, что Служба национальной безопасности Армении выявила новые злоупотребления в деятельности должностных лиц министерства обороны. В частности, СНБ выяснила, что в мае-июне 2019 года какая-то компания, выступающая в качестве юридического лица, участвовала в открытых тендерах, объявленных для проведения ремонтных работ водопроводных и вентиляционных систем в зданиях и строениях Минобороны, и была признана победителем.
В результате 13 и 31 июля эта компания заключила с Минобороны договора на сумму 150 млн. драмов, обязавшись провести ремонт в воинских частях, однако не выполнила свои договорные обязательства и, достигнув предварительного согласия с должностными лицами министерства, включила в документы не соответствующие действительности ложные сведения, а также представила раздутые расходы выполненных работ. Тем самым, были присвоены государственные средства в особо крупном размере.
По сведениям издания, в следственном департаменте СНБ возбуждено уголовное дело по пункту 1 части 3 статьи 178 (мошенничество), части 1 статьи 325 (подделка, сбыт или использование документов, штампов, печатей, бланков, государственных номеров транспортных средств), части 1 статьи 314 (служебный подлог), части 3 статьи 375 (злоупотребление властью, превышение или бездействие власти) Уголовного кодекса Армении.