Аналитика, 22:03, 6 янв 2011 (UTC+3 MSK)

Дагестан: итоги 2010 года

Читать на сайте Вестник Кавказа

Заместитель начальника информационно-аналитического управления президента Дагестана Зубайру Зубайруев: В минувшем году стало очевидно, что большинство молодежи полностью отвергает систему политического устройства светского государства. Они открыто говорят, что не признают наши законы. Одной из причин этого стало непонимание роли современного государства, отсюда и завышенные претензии. Как-то один местный житель говорил мне, что 20 лет назад он работал на заводе, его привозили на работу, отвозили домой, было два выходных… При этом он возмущался: «Куда вы все это дели?» Но государство не обязано опекать, обустраивать вашу жизнь. Государство может только создать условия. Сейчас политические партии практически не занимаются просвещением молодежи, разъяснением политического устройства, роли государства. Партии не работают с вузами, школами, их нет на предприятиях на годеканах (годекан - центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода, - Прим ВК). В этом плане итоги года для политических партий нулевые. Я это говорю с болью и не снимаю ответственность и себя тоже.
Другой причиной радикализации молодежи и распространения экстремизма считаю выезд молодых людей из Дагестана на учебу в вузы стран Ближнего Востока. В Сирии, Пакистане, Египте, наших ребят учат воевать с (харамом) грехом. И они, возвращаясь, отдают за это жизнь. Это не шутки. Кто-нибудь из представителей политических партий спросил их, а что в Египте или Сирии харама нет? На пляжах Египта со всего мира люди отдыхают в купальниках, а у нас за это людей взрывают. Почему там с этим не воюют? Почему над нашими ребятами ставят такие дикие эксперименты? Хоть один демагог из Сирии свой публичный дома призывает взрывать? Представители политических партий, общественных организаций, редакторы местных СМИ не вступают в полемику с этими псевдорелигиозными эмиссарами, потому что боятся. Нужно призывать к диалогу, к публичному обсуждению проблем, к соблюдению законотворчества.
15 декабря в Махачкале прошел съезд народов Дагестана, который собрал около трех тысяч делегатов. Мы просили местных глав районов и городов не приводить на съезд своих помощников. «Приводите авторитетных людей, не бойтесь их», - просили мы. Принципиально настаивали не оскорблять выступающих. Кто-то начинает сводить счеты, а кто-то вспоминал свою бабушку.

Руководитель пресс-службы отделения «Единой России» Уллуби Эрболатов: С первого января вступает в силу закон, обеспечивающий равный доступ всем политическим партиям к средствам массовой информации. Сейчас всем партиям обеспечен равный доступ к СМИ, и на федеральном и на республиканском уровне. Когда я проводил круглый стол на канале РГВК, мне было отказано в представлении эфира, поскольку нельзя превышать положенный лимит. Иначе и другим партиям тоже пришлось бы предоставить такое же количество эфирного времени. За обеспечением политическим партиям равного доступа к СМИ следят из Москвы. Облегчает жизнь партиям также снижение семипроцентного барьера, до пяти процентов. Эта норма была принята единороссами в Госдуме. Кроме того, «единороссами» была инициирована антикризисная программа, созданы комиссии - одна из них следит за ростом цен и качеством продуктов питания, другая работает в плане противодействия росту тарифов на ЖКХ.

Прокурор Гаджи Гаджиев, сторонник ЛДПР: Президент Дмитрий Медведев заострил внимание на необходимости бороться с коррупцией. А кто с ней будет бороться? У прокурора не получается по ряду причин. Следственный комитет при прокуратуре или следственный комитет при МВД? Другого органа, который обязан бороться с коррупцией, нет. Все говорим о борьбе с коррупцией. А реальной борьбы нет. Многие спецоперации силовиков подпадают под разряд внесудебных расправ над людьми, которых потом называют боевиками. Причем человек может не числиться в оперативном розыске, а потом оказывается, что он бандит. Президент Дагестана на съезде народов Дагестана говорил, что несправедливость — одна из основных причин ухода нашей молодежи в леса, которая проявляется каждый день и каждый час. Молодой человек без жизненного опыта, образования видит несправедливость и как настоящий кавказец немедленно хочет ее исправить. Наше общество больно. Мы привыкли думать: «Меня это не касается. Зачем мне это?» Все ждут, пока милиция разберется. Мы упустили школу, вузы. Те, кто ушли в лес, не дошли до вуза и прошли мимо школы. А те, кто прошел вуз, ушли в лес по идейным соображениям. В этом я виноват как человек, как прокурор. Мы все виноваты.