Хайко Лангнер: «Позиция Пашиняна фактически лишает мирные переговоры основы»
Читать на сайте Вестник КавказаС полудня 12 июля подразделения вооруженных сил Армении, нарушив режим прекращения огня на участке азербайджано-армянской государственной границы в Товузском районе, подвергли обстрелу азербайджанские позиции из артиллерийских установок и попытались захватить боевые позиции Азербайджана. В Баку утверждают, что армянская сторона, дополнительно милитаризировав приграничные районы между двумя странами, целенаправленно и систематически нацеливается на гражданское население, и такая политика вызвана намерением вовлечь в армяно-азербайджанский конфликт военно-политические организации, членом которых она является, а также избежать ответственности за агрессивную политику, осуществляемую против Азербайджана.
Обострение ситуации вызвало резонанс в мире. Происходящее в Товузском районе "Вестнику Кавказа" прокомментировал берлинский политолог Хайко Лангнер.
- Каковы причины возобновления конфликта?
- Активных столкновений между армянскими и азербайджанскими военными не было уже давно. Окончание этого периода спокойствия стало верным признаком того, что состоявшиеся мирные переговоры провалились и что стороны в конфликте вернулись к своему «обычному» образу жизни. Азербайджан надеялся, что смена правительства в Армении два года назад сделает армянскую сторону более склонной к компромиссу. Вместо этого новый глава правительства Армении Никол Пашинян, быстро превратился в сторонника жесткой линии, который открыто обозначил нагорно-карабахский регион Азербайджана, который оккупирован армянскими силами, как часть Армении. Подобная позиция фактически лишает мирные переговоры основы. Непосредственную причину нынешних стычек на государственной границе трудно разглядеть со стороны: обе стороны регулярно обвиняют друг друга в ответственности за провокации.
- Почему на этот раз обострения происходят на государственной границе, а не на военной линии соприкосновения вокруг района Нагорного Карабаха?
- Нагорно-карабахский конфликт является классическим межгосударственным территориальным конфликтом между южнокавказскими республиками Армения и Азербайджан, поскольку регулярные вооруженные силы Армении составляют большинство вооруженных сил, которые оккупируют Нагорный Карабах и другие территории Азербайджана в нарушение международного права. Поэтому военные столкновения возможны не только на линии военного соприкосновения вокруг Нагорного Карабаха, но и фактически на всей границе между Арменией и Азербайджаном. Опасность существует всегда, когда обе стороны конфликта сосредоточили военную технику и военный персонал в большом количестве и следят друг за другом.
- Что может сделать Россия для поддержки политического урегулирования конфликта?
- Россия, несомненно, является самым влиятельным посредником в Минской группе ОБСЕ. Москве придется значительно усилить свое посредничество и оказать большее давление на переговоры. Думаю, что все официально известные российские предложения целесообразны. Однако уже недостаточно сосредоточиться лишь на мерах укрепления доверия. Переговоры ведутся с 1994 года без изменения статус-кво. Нужно изменить статус-кво, чтобы обеспечить мир. В частности, это означает, что необходимо начать осуществление так называемых Мадридских базовых принципов, с которыми стороны конфликта согласились. Они предусматривают частичный вывод Армении с оккупированных территорий за пределами Нагорного Карабаха, которые были заселены азербайджанским населением до войны. Если это произойдет, Азербайджан почти наверняка уберет военный вариант со стола. Я в этом абсолютно уверен. Переопределение линии соприкосновения должно быть связано с эффективным режимом прекращения огня, чтобы гарантировать законные интересы безопасности армянского гражданского населения в Нагорном Карабахе. Это качественно улучшит перспективы окончательного мирного урегулирования и сэкономит достаточно времени.