Сомнительные успехи армянской дипломатии в урегулировании карабахского конфликта
Читать на сайте Вестник КавказаПандемия коронавирусной инфекции внесла коррективы в переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта. Встречи контактных групп, а также представителей дипломатических ведомств проводятся в формате видеоконференций. 30 июня при участии посредников из США, Франции и России в режиме видеоконференции прошли переговоры главы МИД Армении Зограба Мнацаканяна и главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова. Однако они лишь обменялись рекомендациями. Видеоконференция продлилась всего около часа, что свидетельствует о ее непродуктивности, поскольку история миротворческого процесса по Карабаху знает случаи многочасовых и многодневных переговоров.
Что успели сказать друг другу Мнацаканян и Мамедъяров? Азербайджан в очередной раз напомнил о незаконной деятельности Армении на территории оккупированного Карабаха и о необходимости исполнения международных договоренностей по деоккупации территории бывшей карабахской автономии и семи прилегающих районов. Армянская сторона почему-то охарактеризовала риторику Азербайджана как воинственную, зачитав традиционный набор тезисов. Армянская дипломатия традиционно ссылается на военную доктрину Азербайджана, определяя ее как основную угрозу безопасности переговорного процесса.
Ожидать прорыва от переговоров в несвойственном для них режиме не стоило. Куда интереснее взглянуть на то, что произошло после видеоконференции, в ходе рабочего визита Мнацаканяна в оккупированный Карабах 4 июля. По заявлениям главы МИД Армении, Ереван не теряет попыток обеспечить участие представителей самопровозглашенного режима на переговорах по Карабаху, хотя формат переговоров многократно утвержден и не подразумевает участие непризнанной «НКР».
Во время видеоконференции этот вопрос не обсуждался даже косвенно. Однако это не мешает Зограбу Мнацаканяну уверять общественность непризнанной «НКР» в необходимости вовлечения «новых» карабахских властей в процесс мирного урегулирования. Позиция главы армянского дипведомства полностью повторяет заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна лета 2018 года. Добавить армянским дипломатам, видимого, нечего за исключением слов об эффективном сотрудничестве между армянской и так называемой карабахской дипломатией на протяжении последних двух лет.
В чем заключается эффективность сотрудничества МИД Армении и «МИД НКР»? На плечах самопровозглашенного "дипломатического ведомства" не лежит никаких международных обязательств. Международная практика не допускает к участию в межгосударственных договорах дипломатов непризнанных субъектов. Де-факто «МИД НКР» существует в пространстве полной безответственности, поскольку у непризнанного государства нет партнеров, которые поставили бы вопрос об ответственности, в случае нарушения международного права. Деятельность так называемого МИДа непризнанной республики можно свести к консультативной работе, а также диаспоральной политике, которая никаким образом не влияет на скорейшее урегулирование карабахского конфликта. С другой стороны, наличие рудиментарного дипведомства позволяет армянскому МИДу представать перед общественностью в качестве поборника принципиального вопроса участия представителей сепаратистского руководства, несмотря на то, что это заведомо неосуществимо.
Однако если рассматривать ситуацию вокруг карабахского конфликта с позиции замедления переговорного процесса, то армянский МИД со своей задачей справляется. Хотя непонятно, чего таким образам добивается армянская сторона, поскольку урегулирование вопроса о восстановлении территориальной целостности для Азербайджана - вопрос государственной важности, и ничто не может повлиять на смешение приоритетов азербайджанской внешней политики. Что же касается международных институтов, то вероятность того, что ради признания оккупации ООН пересмотрит свои фундаментальные принципы, маловероятна. Словом, с точки зрения урегулирования конфликта, затягивание миротворческого процесса бессмысленно.
При этом продвижению переговорного процесса может помешать угроза распространения в Карабахе очагов коронавирусной инфекции. Возможно, Ереван попытается воспользоваться положением, манипулируя информацией об эпидемиологической ситуации, поскольку реальные сведения известны лишь армянской стороне. Поэтому обсуждение возможности проведения личных встреч, а также визита сопредседателей в Армению и в Нагорный Карабах, было предложено отложить на неопределенное время.