Путин, Эрдоган и Рухани проведут онлайн-переговоры
Читать на сайте Вестник КавказаТегеран подтверждает проведение завтра онлайн-саммита астанинской тройки. Об этом заявил пресс-секретарь президента Ирана Алиреза Моэзи, его заявление опубликовано на сайте Рухани.
Президенты России, Турции и Ирана Владимир Путин, Реджеп Тайип Эрдоган и Хасан Рухани проведут переговоры в формате видеоконференции.
"Страны-гаранты астанинского процесса в ходе онлайн-встречи обменяются мнениями относительно путей установления и укрепления устойчивого мира в Сирии", - цитирует Моэзи РИА Новости.
Пресс-секретарь Рухани уточнил, что по итогам видеоконференции будет опубликовано заявление.
Ранее информацию о проведении переговоров 1 июля подтвердил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри в ходе телефонного брифинга заявил, что в Вашингтоне не считают астанинский формат "полезным путем" для сирийского урегулирования. "Мы, конечно, сотрудничаем очень тесно с Турцией по различным аспектам (урегулирования) ситуации в Сирии. И у нас часто проходят дискуссии с Россией относительно возможных путей окончания конфликта, но мы не контактируем с "астанинской группой" как единым целым, и, конечно, нам нечего делать с Ираном", - пояснил политик.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» заведующий Лабораторией мониторинга рисков дестабилизации Высшей школы экономики Андрей Коротаев, основной темой переговоров лидеров трех стран станет ситуация в Идлибе.
«В принципе, остроту конфликта в Идлибе уже более или менее удалось сгладить, так что сейчас будет предпринята попытка как-то закрепить существующие договоренности между Россией и Турцией о разделе сфер влияния в этой зоне. Ирану с Турцией здесь мало о чем можно договориться, однако России участие Ирана в этих переговорах будет выгодно, так как он выступит скорее как российский союзник, чем как турецкий», - обратил внимание он.
«То есть основной повесткой переговоров станет сглаживание оставшихся российско-турецких противоречий по Сирии. Какого-то особого прорыва ждать не стоит, скорее, речь будет идти о детализации в целом уже достигнутого компромисса по Идлибу», - добавил заведующий Лабораторией мониторинга рисков дестабилизации Высшей школы экономики Андрей Коротаев.
В свою очередь, директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев отметил, что лидеры России, Турции и Ирана обсудят на встрече не только ситуацию в Сирии, но и ряд других вопросов, которые накопились за последние месяцы.
"За это время активизировался еще один театр военных действий - Ливия. В целом, обстановка обострилась во всем восточном Средиземноморье, куда входит и Сирия, и Ливия. Почему стоит говорить именно о восточном Средиземноморье? На территории этого региона находятся три газовые месторождения – "Афродита", "Тамар" и "Левиафан". А для того, чтобы их так или иначе контролировать, извлекать ресурсы и доставлять их, заинтересованным в этом компаниям необходимо решить и сирийский, и ливийский вопросы, или, по крайней мере, хотя бы о чем-то договориться с Россией и Турцией. Хотя здесь гораздо больше заинтересованных игроков. Есть еще Франция с Италией, Греция, Египет, ОАЭ, Катар и Ливан. Все в значительной степени усложнилось. Астанинский формат здорово себя зарекомендовал, но сейчас его одного уже недостаточно для решения проблем", - поведал востоковед.
При этом он подчеркнул, что возросшее число заинтересованных сторон существенно усложняет переговоры. "Игроков стало больше, а это значит, что договориться им будет труднее. Очень сложно будет найти какое-то одно решение, которое устраивало бы всех, и чтобы все его в итоге соблюдали. Поэтому урегулирование ливийского вопроса будет в значительной степени влиять и на то, что сейчас происходит в Сирии. Иными словами, если Россия и Турция не договорятся по Ливии, то точно так же им будет сложно договориться и по Сирии. Все эти вопросы нужно рассматривать в комплексе и следить за тем, как будут реализовываться договоренности, когда они будут достигнуты", - объяснил директор Центра изучения новой Турции.
Он также акцентировал внимание на том, что за минувшие месяцы ситуация в регионе сильно изменилась. "То, что было в марте, и то, что сейчас - это совершенно и принципиально разные ситуации. За это время коренным образом поменялась картина в Ливии. Там перешло в контрнаступление правительство национального согласия (ПНС), а ливийская национальная армия под руководством Халифы Хафтара теряет контроль и отступает. Также сейчас на повестке дня стоит вопрос о том, что может разразиться война между Египтом и Турцией. Даже такая опасность появляется. Она, кстати, вполне ощущаема, и не такая уж нереальная", - рассказал Мавашев.
По его словам, даже если России будет готова выступить гарантом урегулирования обстановки в Ливии и Сирии, сделать ей это будет очень непросто. "Помимо России, там есть интересы и у других. И эти игроки, к сожалению, не всегда самостоятельны. Так что эта разница потенциалов будет только усложнять обстановку. Честно говоря, я думаю, что завтрашней встречи будет недостаточно. Необходимы постоянные консультации, нужно все время держать руку на пульсе и сверять часы. Очень сложно сейчас выработать какую-то реально работающую модель. Скорее всего, можно говорить лишь о временном решении каких-то локальных вопросов, в том же Идлибе. Но это не устроит никого, это не решит вопрос", - резюмировал востоковед.