ТРАДИЦИОННАЯ СМЕЛОСТЬ АРМЯНСКОЙ КАРИКАТУРЫ
Читать на сайте Вестник КавказаВ Ереване прошла ежегодная традиционная выставка армянских карикатуристов, на которой 12 художников представили 100 работ. Выставку организовал Союз художников Армении и ассоциация армянских карикатуристов.
Известный армянский юморист, главный редактор юмористического журнала "Возни" ("Еж") Арамаис Саакян отметил, что подобные выставки имеют огромное значение для армянской действительности:"В нашей жизни существует столько нечистоплотных явлений, что для этого необходима большая стирка".
Представленные на выставке работы по сути охватили все жанры карикатуры - от политической до тонких философских работ Арутюна Самуэляна и Левона Абрамяна.
Наибольшим успехом пользовались работы известного политического карикатуриста Арзо (Араика Оганяна): пародии на кандидатов в президенты, министров, чиновников разного ранга. Особое внимание заслужили карикатуры, связанные с фальсификацией выборов и пост-выборными процессами. Несколько работ Арзо были посвящены также бытовым проблемам, характерным для сегодняшней Армении. Так, на одном из рисунков изображен символ страны - Мать-Армения, которая в противогазе и с метлой в руках, борется за чистоту города и призывает бороться ереванцев.
Внимание посетителей также приковали дружеские шаржи Арутюна Чаликяна на президента Сержа Саргсяна, лидера оппозиции, экс-президента Левона Тер-Петросяна, Кондолизу Райс, Бориса Ельцина, Владимира Путина, Ангелу Меркель и пр.
В работах армянских карикатуристов нашел отражение и мировой финансово-экономический кризис. Так, Самуэлян изобразил царящий в мире кризис в виде хаоса долларовых купюр. Не обошли вниманием карикатуристы и такую наболевшую тему как экологические проблемы Еревана. Среди них: вырубка деревьев и уничтожение зеленых зон с целью строительства, так называемых "объектов" - кофе или ресторанов, уничтожение наследия старого города в целях постройки "элитарных зданий".
Работы художников можно назвать не только интересными и актуальными, но и очень смелыми. «У меня сложилось впечатление, что художники - это настоящие политики, так глубоко прочувствованы их работы. По сравнению с карикатурой советской эпохи сегодня художники более свободны в самовыражении»,- считает карикатурист Георгий Яралян.
Армянские карикатуристы работают активно. Ассоциация организовывает выставки также в других странах, художники принимают индивидуальное участие в международных конкурсах и фестивалях. Армянские карикатуристы завоевали победы и признание на конкурсах в Китае, Бельгии, Украине и других странах.
Для армянской карикатуры характерна большая политизированность. Ничего удивительного, ведь политическая карикатура всегда занимала и занимает самый большой сегмент в жанре карикатуры во все времена. Традиции армянской карикатуры восходят к концу XIX - началу XX веков. Армянские сатирические журналы публиковались как в Османской Турции, так и в Российской империи.
«Одним из основных направлений армянской карикатуры является политическая карикатура, которая была очень хорошо развита», - говорит член-корреспондент Национальной академии наук, этнограф Левон Абрамян, он же известный карикатурист, мишенью критики которого были правители, чиновники различных рангов, негативные явления. По его словам, предыстория карикатуры восходит к смеховой культуре, наиболее ярким жанром которой был Средневековый карнавал. В основе этого народного праздника действовал принцип кривого отражения в зеркале - социальные верхи и низы менялись местами. Короли становились шутами и наоборот, то есть серьезное становилось несерьезным и тем самым люди могли видеть суть серьезного и его критику, которая разрешалось во время карнавала.
Армянский карнавал "барикендан" (в переводе с армянского масленница) организовывался перед постом и также как все карнавалы того времени был нацелен на критику и высмеивание существующего строя, правителей, которые отдавали приказы о пленении армянских женщин, разрушении христианских храмов и пр. Один из распространенных видов карнавала назывался "Хан-паша" и высмеивал арабских, персидских или турецких завоевателей, под игом которых находилась в разное время Армения.
Карикатура, выросшая из карнавала и основанная на том же принципе критики, гротеска и высмеивания, стала графическим отображением карнавала. Между тем, последняя обеспечила большую массовость, нежели народный праздник, ведь карнавал мог быть один или два раза в год.
В советское время карикатуры, направленные в основном на высмеивание бюрократов и советского быта, публиковались в литературном журнале "Гарун", сатирическом журнале "Возни". Сегодняшняя армянская карикатура, имеет богатые традиции, отличается тонким юмором, обостренным чувством справедливости и смелостью. Ведь лучшим оружием борьбы против негативных явлений во все времена был смех.
Известный армянский юморист, главный редактор юмористического журнала "Возни" ("Еж") Арамаис Саакян отметил, что подобные выставки имеют огромное значение для армянской действительности:"В нашей жизни существует столько нечистоплотных явлений, что для этого необходима большая стирка".
Представленные на выставке работы по сути охватили все жанры карикатуры - от политической до тонких философских работ Арутюна Самуэляна и Левона Абрамяна.
Наибольшим успехом пользовались работы известного политического карикатуриста Арзо (Араика Оганяна): пародии на кандидатов в президенты, министров, чиновников разного ранга. Особое внимание заслужили карикатуры, связанные с фальсификацией выборов и пост-выборными процессами. Несколько работ Арзо были посвящены также бытовым проблемам, характерным для сегодняшней Армении. Так, на одном из рисунков изображен символ страны - Мать-Армения, которая в противогазе и с метлой в руках, борется за чистоту города и призывает бороться ереванцев.
Внимание посетителей также приковали дружеские шаржи Арутюна Чаликяна на президента Сержа Саргсяна, лидера оппозиции, экс-президента Левона Тер-Петросяна, Кондолизу Райс, Бориса Ельцина, Владимира Путина, Ангелу Меркель и пр.
В работах армянских карикатуристов нашел отражение и мировой финансово-экономический кризис. Так, Самуэлян изобразил царящий в мире кризис в виде хаоса долларовых купюр. Не обошли вниманием карикатуристы и такую наболевшую тему как экологические проблемы Еревана. Среди них: вырубка деревьев и уничтожение зеленых зон с целью строительства, так называемых "объектов" - кофе или ресторанов, уничтожение наследия старого города в целях постройки "элитарных зданий".
Работы художников можно назвать не только интересными и актуальными, но и очень смелыми. «У меня сложилось впечатление, что художники - это настоящие политики, так глубоко прочувствованы их работы. По сравнению с карикатурой советской эпохи сегодня художники более свободны в самовыражении»,- считает карикатурист Георгий Яралян.
Армянские карикатуристы работают активно. Ассоциация организовывает выставки также в других странах, художники принимают индивидуальное участие в международных конкурсах и фестивалях. Армянские карикатуристы завоевали победы и признание на конкурсах в Китае, Бельгии, Украине и других странах.
Для армянской карикатуры характерна большая политизированность. Ничего удивительного, ведь политическая карикатура всегда занимала и занимает самый большой сегмент в жанре карикатуры во все времена. Традиции армянской карикатуры восходят к концу XIX - началу XX веков. Армянские сатирические журналы публиковались как в Османской Турции, так и в Российской империи.
«Одним из основных направлений армянской карикатуры является политическая карикатура, которая была очень хорошо развита», - говорит член-корреспондент Национальной академии наук, этнограф Левон Абрамян, он же известный карикатурист, мишенью критики которого были правители, чиновники различных рангов, негативные явления. По его словам, предыстория карикатуры восходит к смеховой культуре, наиболее ярким жанром которой был Средневековый карнавал. В основе этого народного праздника действовал принцип кривого отражения в зеркале - социальные верхи и низы менялись местами. Короли становились шутами и наоборот, то есть серьезное становилось несерьезным и тем самым люди могли видеть суть серьезного и его критику, которая разрешалось во время карнавала.
Армянский карнавал "барикендан" (в переводе с армянского масленница) организовывался перед постом и также как все карнавалы того времени был нацелен на критику и высмеивание существующего строя, правителей, которые отдавали приказы о пленении армянских женщин, разрушении христианских храмов и пр. Один из распространенных видов карнавала назывался "Хан-паша" и высмеивал арабских, персидских или турецких завоевателей, под игом которых находилась в разное время Армения.
Карикатура, выросшая из карнавала и основанная на том же принципе критики, гротеска и высмеивания, стала графическим отображением карнавала. Между тем, последняя обеспечила большую массовость, нежели народный праздник, ведь карнавал мог быть один или два раза в год.
В советское время карикатуры, направленные в основном на высмеивание бюрократов и советского быта, публиковались в литературном журнале "Гарун", сатирическом журнале "Возни". Сегодняшняя армянская карикатура, имеет богатые традиции, отличается тонким юмором, обостренным чувством справедливости и смелостью. Ведь лучшим оружием борьбы против негативных явлений во все времена был смех.