Саудовская Аравия возобновит ценовую войну с Россией?
Читать на сайте Вестник КавказаДиректор направления корпоративных рейтингов S&P Global Ratings в России Александр Грязнов считает, что ценовая война между Саудовской Аравией и Россией на мировом рынке нефти может возобновиться, когда цены вернутся к уровню $50-55. "В этой войне взята некая пауза", - отметил он.
"Обоим игрокам - собственно, и Саудовской Аравии, и России - невыгодно в данной ситуации продолжать эту ценовую войну", - цитирует Грязнова ТАСС.
Однако "когда цена вернется к $50-55, исключать того, что борьба за рынки будет продолжаться, я бы не стал", заявил он.
По оценкам S&P, цена на нефть марки Brent до конца этого года будет находиться на уровне $30 за баррель с последующим восстановлением до $50 в следующем году. В 2022 году и в дальнейшем эксперты прогнозируют цены на уровне $55.
Нефтяные котировки обвалились в марте после того, как Россия и Саудовская Аравия не смогли договориться о сокращении добычи. Они планировали в апреле активно наращивать добычу, и это наблюдатели назвали ценовой войной.
На экстренном заседании 12 апреля страны ОПЕК+ смогли финализировать сделку о сокращении добычи в мае - июне, переговоры по которой начались 9 апреля. Она будет действовать два года.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Валерий Бессель, продолжение ценовой войны неизбежно. "Пока есть капитализм, есть конкуренция, а ценовая война – это следствие конкурентной борьбы. И саудиты, и мы будем бороться за рынки. При этом такого, как мы видели этой весной, я думаю, уже не будет, поскольку те шаги попросту навредили экономикам обеих стран – и Саудовской Аравии, и России. Конечно, определенные атаки в рамках борьбы за рынок будут, но к столь радикальным ударам стороны вряд ли вернутся, так как в итоге не выиграл вообще никто", - указал он.
Также эксперт выразил сомнение в том, что Саудовская Аравия может начать давить на Россию при ценах в $50-55 за баррель. "Это абсолютно не выгодно Саудовской Аравии, так как ее бюджет сверстан исходя из цены в $80 за баррель, в то время как в России – исходя из $40 за баррель. Не вижу никаких причин для того, чтобы они возобновляли войну и снова обрушивали свои доходы в бюджет. Мы на уровне в $50-55 к войне будем готовы, а Эр-Рияд – нет. Добавлю, что нефть поднимется до такого уровня даже быстрее, чем ожидает S&P. Мир постепенно выходит из карантинных мер, мы уже почти на грани промышленного внедрения вакцины против коронавируса. Мы вновь начнем летать и ездить, так что спрос на нефть никуда не денется", - обратил внимание Валерий Бессель.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, в свою очередь, выразил сомнение в том, что Россия и Саудовская Аравия при каких бы то ни было уровнях цен на нефть будут заинтересованы в повторении мартовской катастрофы. "Это даже нельзя назвать ценовой войной – поставщики просто вынуждены были соглашаться на любые условия из-за шокового падения спроса и быстрого заполнения хранилищ при невозможности быстро остановить нефтедобычу. В этой связи Саудовская Аравия не от хорошей жизни стала поставлять нефть в Европу, и чтобы войти на этот рынок, ей пришлось снижать цены. То есть ситуация была вынужденной для всех", - напомнил он.
"Не думаю, что, когда цены восстановятся до $50 за баррель или выше, произойдет какая-либо ценовая война между Россией и Саудовской Аравией, и в первую очередь потому, что основные поставки России идут в Европу, а для Саудовской Аравии Европа – это не приоритетное направление, не более 10-11% доли аравийского нефтяного экспорта. Кроме того, рынки сбыта внутри Европы между Саудовской Аравией и Россией четко распределены, пересечения есть только на нескольких локальных рынках. Также мы пересекаемся в Китае, но тоже слабо, так как Россия поставляет нефть на китайский рынок через трубопроводный транспорт по долгосрочным контрактам, а Саудовская Аравия – танкерами", - подчеркнул Алексей Белогорьев.
"Если ценовая война и будет, то, скорее всего, со сланцевыми проектами США, конкурентами для всех традиционных поставщиков. Если не считать падения этой весны из-за пандемии, весь дисбаланс на рынке произошел из-за резкого наращивания добычи в США, чего еще десять лет назад никто не ожидал. Американская нефть, можно сказать, без спроса зашла на европейский рынок и стала пробивать себе путь, а правительство США ей помогло политическими путями, что очень хорошо видно по Ирану. Есть риски, что и к России могут быть применены санкции в отношении экспорта нефти, санкции против дочерних структур "Роснефти" уже действуют. США, особенно при Трампе, стали пробивать путь своей нефти, а также СПГ, используя все возможные рычаги – а потому они представляют реальную угрозу для всех прочих поставщиков", - заключил экономист.