Рухнувшая плотина - тест для Узбекистана
Читать на сайте Вестник КавказаВ начале мая в восточной части Узбекистана, в Сырдарьинской области, прорвалась недавно построенная плотина. Четыре человека погибли и тысячи были эвакуированы в результате разлива воды по всему региону и в соседний Казахстан. The Diplomat в материале Investigating Dam Collapse a Test for Uzbekistan пишет, что узбекское правительство пообещало провести расследование разрушения плотины, построенной в 2017 году. Предположительная причина катастрофы: ошибки при проектировании или строительстве.
Президент Шавкат Мирзиеев был премьер-министром во время строительства плотины. Узбекская служба ”Радио Свободная Европа/Радио Свобода” сообщила о связях между "богатым" узбекским сенатором Абдугани Сангиновым, президентом и проектом строительства плотины. Сангинов, отмечается в статье, тесно связан с проектом: ”согласно имеющимся документам, контракт на строительство плотины был выставлен на тендер в 2010 году ассоциацией ”Узсувэнерго”, которая подчиняется Министерству водных ресурсов Узбекистана. Однако, по всей видимости, потенциальным участникам торгов выгодный контракт публично не предлагался. В официальных документах говорится, что в то время Сангинов был главой "Узсувэнерго". В 2008-2017 годах он руководил объединением, которое было преобразовано в акционерное общество ”УзбекГидроЭнерго”. В настоящее время Сангинов является председателем правления АО”.
Авторы статьи отмечают, что контракт был заключен с компанией ”Топаланг”, занимающейся строительством водных конструкций. По словам источников, компания принадлежала Сангинову. RFE/RL осторожно отмечает, что хотя связь не может быть подтверждена, она вызывает беспокойство, учитывая, что Сангинов был назначен членом специальной правительственной комиссии, ответственной за расследование разрушения плотины.
Хотя в статье не используется термин ”конфликт интересов”, ситуация представляется классическим примером подобного противостояния. Если компания, которой Сангинов владеет или с которой имеет связи, потенциально причастна к разрушению плотины (а любая компания, занимавшаяся строительством попадает в эту категорию на данном этапе) его участие в надзорной или следственной работе по факту разрушения следует тщательно изучить. Как резюмирует издание Fraud Magazine в статье на эту тему, ”существует конфликт интересов, когда кто-то может злоупотребить своей официальной должностью ради личной выгоды”.
В какой-то мере это вопрос восприятия. Существование конфликта интересов само по себе не является коррупцией, но важно то, что происходит после возникновения такого конфликта. Конфликт интересов возникает, когда человек злоупотребляет своим служебным положением, а коррупция, - когда он злоупотребляет своим положением в личных целях. Если Сангинов финансово причастен к строительству плотины, он не должен быть в комиссии, расследующей ее разрушение.
Это не первый случай потенциального конфликта интересов, игнорируемого и при этом, вполне вероятно, подпитывающего коррупцию.
Кристиан Ласслетт подробно изложил серьезные опасения по поводу конфликта интересов, связанного с развитием Ташкента в статье, опубликованной в Open Democracy в январе 2019 года. Ласслетт утверждает, ”что это не только вопрос общественной честности и справедливости, которые сами по себе крайне важны. Инвесторы, которых президент Мирзиеев хочет привлечь в страну, не станут вкладываться в экономику Узбекистана, не будучи уверенными в существовании прозрачной и беспристрастной государственной администрации. Наличие независимой судебной системой с опытом открытых и справедливых решений также крайне важно”.
То, как узбекское правительство справится с расследованием обрушения плотины будет иметь значение для понимания сути проблемы и послужит доказательством прогресса в таких острых вопросах, как прозрачность и борьба с коррупцией. Если узбекские чиновники сметут руины дамбы под ковер, назвав причиной сильные штормы и волны, и не предпримут усилий, чтобы провести беспристрастное расследование (или будут мешать журналистам, которые будут стремиться докопаться до истины), Ташкент сделает шаг назад в своих усилиях по смене имиджа после омраченной коррупционными скандалами эпохи, когда и была построена плотина.