Новый подход Италии к нагорно-карабахскому конфликту
Читать на сайте Вестник КавказаХотя недавние соглашения между Италией и Азербайджаном в большинстве своем носили экономический характер, их политическое измерение представляется более значимым, особенно в том, что касается нагорно-карабахского конфликта. Как отмечает издание Европейского совета по международным отношениям в материале Almost an ally: Italy’s new approach to Azerbaijan and the Nagorno-Karabakh conflict, государственный визит президента Ильхама Алиева в Италию в феврале 2020 года ознаменовал качественное развитие во взаимоотношениях между странами.
Это нашло отражение в достигнутых соглашениях, а также в размере и институциональном составе азербайджанской делегации, которая приняла участие в бизнес-форуме, организованном министерством иностранных дел Италии. Значительные политические инвестиции Баку были встречены с энтузиазмом итальянским деловым миром и правительством. Официальные лица в Риме назвали свое стремление к углублению отношений ”точным политическим выбором”, связанным с ”очень большими ожиданиями”.
Большая часть итальянских и зарубежных изданий основное внимание уделила освещению экономического измерения соглашений. Действительно, в соответствии с совместной декларацией о многоплановом стратегическом партнерстве, подписанной в ходе визита, отношения вышли далеко за пределы энергетического сектора и охватили другие стратегически важные области, такие как оборона, инфраструктура и инвестиции.
Незадолго до открытия Трансадриатического газопровода, который углубит экономическую взаимозависимость между Италией и Азербайджаном, страны установили взаимовыгодное партнерство, в рамках которого Баку надеется диверсифицировать экономику Азербайджана, а Рим - решить проблему дефицита платежного баланса Италии.
Хотя соглашения между Италией и Азербайджаном являются экономически значимыми, именно их политическое измерение может привести к величайшему качественному скачку в отношениях. В совместной декларации подтверждается поддержка сторонами мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости национальных границ, то есть столпов международного права, на которых Азербайджан традиционно основывает свои претензии к Армении. Это свидетельствует о значительном отклонении, если не о фактической отмене, установленной Римом политики равноудаленности от Азербайджана и Армении.
Совместная декларация стала по сути первым заявлением Италии по Нагорному Карабаху, в котором не содержится прямого указания на Минскую группу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, орган, который выступает посредником на переговорах между враждующими сторонами на протяжении почти трех десятилетий.
Рим занял четкую позицию по этому вопросу, ответив на утверждения Азербайджана о том, что Запад применяет двойные стандарты в своем подходе к затяжным конфликтам в Восточной Европе. Это знаменует собой важное изменение позиции Италии. Рим позиционирует себя как главный политический (а не просто экономический) собеседник Запада с Азербайджаном - ”почти союзник”, по словам Алиева.
Трудно сказать, приведет ли качественный скачок в отношениях между Италией и Азербайджаном к какой-либо конкретной попытке возобновить переговоры по Нагорному Карабаху. Возможно, Рим и не сможет извлечь выгоду из своего нового решительного подхода к Южному Кавказу. Тем не менее усилия Италии по укреплению отношений с Азербайджаном - это, прежде всего, политический шаг, призванный решить проблему отсутствия доверия, подрывающего политику ЕС. Рим дал понять, что готов порвать с прошлым, приняв точку зрения Баку по ключевому вопросу внешней политики Азербайджана. В этом смысле совместная декларация, по всей видимости, помогает сторонам двигаться в правильном направлении.