Новая сделка ОПЕК+ не остановит падение мирового спроса на нефть?
Читать на сайте Вестник КавказаСделка ОПЕК+, заключенная в конце прошлой недели, не сможет остановить падение мирового спроса на нефть, вызванное ограничительными мерами из-за пандемии нового коронавируса. Это привело к снижению ее потребления в мире на 30%, отмечается в комментарии газеты Financial Times.
Производителям придется продавать нефть по сниженным тарифам, что будет дополнительным препятствием для роста цен. При этом издание не исключает, что производство и вовсе может быть остановлено из-за заполнения нефтехранилищ и нефтепроводов. Это связано с тем, что, согласно сделке, сокращение добычи не начнется до конца апреля.
Страны ОПЕК+ на экстренном заседании 12 апреля смогли заключить соглашение о сокращении добычи в мае - июне. Итоговая квота по снижению добычи в течение этих двух месяцев составит 9,7 млн баррелей в сутки. Меньшую, чем предполагалось, квоту взяла на себя Мексика. Россия и Саудовская Аравия сократят добычу на равные доли - 2,5 млн б/с от базового уровня в 11 млн б/с.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, целью сделки ОПЕК+ не было прекращение падения спроса, ведь нефтедобытчики никак на это не могут повлиять. «Когда страны заключали сделку ОПЕК+, все прекрасно понимали, что падение спроса продолжится, ни для кого это понимание сюрпризом не стало. Цель у сделки была совершенно другой – ослабить давление на коммерческие запасы нефти, прекратить накапливать их с нынешней скоростью. Если в апреле затоваривание продолжится нынешними темпами, то в апреле оно замедлится», - указал он.
«Когда спрос обваливается единовременно, по разным оценкам, на 20-35 млн баррелей в сутки, ни о каком восстановлении баланса между спросом и предложением и речи нет. Тем более в условиях, когда неясно, почему разница так высока – все же опираются на предварительные оценки, сделанные по разным технологиям, а достоверная картина будет получена не раньше июля. Зато производители нефти путем снижения добычи способны резко снизить скорость заполнения коммерческих нефтехранилищ в мае-июне с расчетом, чтобы в июле они начали освобождаться. Сейчас же предполагается, что основные карантинные меры в июне будут сняты в большинстве стран, соответственно, не считая авиаперевозок, остальное потребление нефти в июле-августе будет возвращаться к нормальным значениям», - сообщил Алексей Белогорьев.
«Хотя многие, включая Россию, критически относились к новой сделке, страны заключили ее, когда в полный рост встала проблема переполнения хранилищ: при тех же темпах, что сегодня, течение двух месяцев все коммерческие хранилища, включая танкеры и даже трубопроводы были бы заполнены до отказа, и тогда нефть пришлось бы отдавать за бесплатно или доплачивать за нее, так как ее стало бы некуда девать. Из-за этого пришлось бы останавливать добычу, так что нефтепроизводители предпочли сделать это организованно. Скорее всего, с этой проблемой ОПЕК+ удастся справиться, так как средняя скорость заполнения хранилищ составляет сейчас 8-10 млн баррелей в сутки – та величина, на которую добыча и будет сокращена», - прогнозирует заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
С ним согласилась доцент кафедры международной коммерции ВШКУ РАНХиГС Тамара Сафонова. "Сделка дала участникам рынка уверенность в том, что крупнейшие экспортеры могут объединить усилия и направить их на достижение общих интересов – стабилизацию рынка. Даже США, Норвегия и Канада, не присоединившиеся к ОПЕК+, подтвердили целесообразность балансировки для координации нефтяных цен. При беспрецедентных темпах падения уровня потребления ни одна страна в мире все равно не сможет избежать падения объемов нефтедобычи, но для поддержки нефтяных цен сокращение лучше осуществить в регулируемом формате", - пояснила она.
"Необходимо обнадежить инвесторов и трейдеров на биржах, дать им долговременный позитивный информационный повод для поддержки нефтяных цен выше уровня рентабельности нефтедобычи. Еще до кризиса информация различных источников о балансе спроса-предложения была недостаточно прозрачной, но если ранее разница между данными различных уполномоченных организаций о производстве и потреблении составляла порядка 1-2 млн баррелей в сутки, то сегодня разброс данных об уровне снижения потребления находится в границах 15-35 млн баррелей в сутки, что создаёт дополнительные неопределенности", - обратила внимание эксперт.
"Мировой топливный рынок с каждым днем теряет все большие объемы пассажиропотоков, спрос на топливо поддерживается системами доставки, однако реальное сокращение в оперативном формате оценить действительно сложно, так как такой важный сегмент не оцифрован, а из-за отсутствия реальных данных реакция инвесторов и трейдеров становится непредсказуемой", - подчеркнула Тамара Сафонова.
"Даже если падение спроса продолжится, сделка ОПЕК + в апрельском формате всегда будет иметь историческое значение, и дезавуировать и преуменьшать ее значимость нельзя", - резюмировала доцент кафедры международной коммерции ВШКУ РАНХиГС.