Гагарин. Россия и США поспорили о роли личности в истории
Читать на сайте Вестник КавказаВ этом году День космонавтики был омрачен дипломатическим спором между ведущими космическим державами – Россией и США. Госдеп на русскоязычной странице в Facebook вывесил поздравительную открытку с безличным предложением: "59 лет назад был совершен первый полет человека в космос".
На Смоленской площади посчитали текст без указания имени Юрия Гагарина "дезинформацией и подлым приемом эпохи постправды", а генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин завил: "Космос без Гагарина, Первая мировая война без Русской армии, Берлин 45-го без советских флагов, таблица Менделеева без Менделеева... Попытки затереть русский след в мировой истории лишит памяти не нас, а тех заокеанских пакостников, кто это делает".
Сознательно ли в госдепе ушли от упоминания имени Гагарина, непонятно. Все-таки для американцев роль личности в истории всегда была важна. Так или иначе спор получился неприятным, особенно для тех, кто далек от политики. И для потомков Гагарина, наверное, тоже. Тем более, что меньше месяца назад умерла его вдова… В России своего первого космонавта помнят и любят. В эти дни многие зачитывались опубликованным недавно прощальным письмом, которое Гагарин написал жене за два дня до полета в космос на тот случай, если не вернется на Землю. 12 апреля 1961 года это письмо, к счастью, не пригодилось. Его передали Валентине Гагариной после гибели мужа в марте 1968 года.
Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!
Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе те радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу - проложить первую дорогу в космос!
Можно ли мечтать о большем? Ведь это - история, это - новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.
В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина.
Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества - коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать.
Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.
Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то, еще в детстве, прочитал слова В. П. Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом, ваш папа и Юра.
10.04.61 г."
Говорят, после гибели Гагарина Валентина долго не могла прийти в себя. Завещание мужа она выполнила наполовину: личную жизнь не устроила, оставшись верной памяти любимого, зато дочерей воспитала таких, как он просил. Галина сейчас преподает в РЭУ им. Плеханова, а выпускница МГУ Елена - генеральный директор музея-заповедника "Московский Кремль".