"Санта-Анна" и мнимое благородство США
Читать на сайте Вестник КавказаРазговор президентов России и США Владимира Путин и Дональда Трампа по телефону можно расценивать как точку в нефтяной войне, вместе вирусом COVID-19, обрушившей рынки, фонды, курсы национальных валют по всему миру. Точку… до следующей нефтяной войны. Согласно официальным релизам, два мировых лидера обсудили ситуацию на глобальном нефтяном рынке – им было что сказать друг другу, а то и поблагодарить друг друга, поделиться мыслями об ОПЕК+ и по вопросам сокращения объемов добычи. Кроме того, главы государств затронули тему пандемии коронавируса, а также аспекты двусторонних отношений, включая сотрудничество в космосе.
Главное, конечно ОПЕК+. Переговоры картеля с партнерами продолжались беспрецедентно долго – 11 часов. Камнем преткновения стала позиции Мексики. Достаточно неожиданно – все-таки Мехико в авангарде событий бывает редко, а уж, чтобы диктовать свои условия?! Разве что в давние времена генерала Санта-Анны в пограничных войнах с США. Тогда, после ультиматумов и попыток давления генерала, Мексика теряла одну территорию за другой. И неизвестно что бы осталось от Мексики, если б Санта-Анна не был отстранен от дел и отправлен в "добровольное изгнание". Сейчас Мехико, похоже, в выигрыше – ради выхода из провала часть или даже весь объем сокращаемой добычи нефти на себя взял Вашингтон. Трамп сам об этом заявил, переговорив с Мехико и очевидно не сумев склонить его к компромиссу. Между тем доля Мексики, т.е. то, что она должна была прекратить добывать – 400 баррелей в сутки. США просто так ничего не делают. Будем ждать… как империя нанесет ответный удар.
Возникает ощущение, что участникам так надоели переговоров, что их решили во что бы то ни стало их закончить компромиссом. Решающим эксперты считают трехсторонний телефонный разговор между Дональдом Трампом, Владимиром Путиным и королем Саудовской Аравии Салманом ибн Абдул-Азиз Аль Саудом. Вроде, именно в ходе этой беседы Трамп и заявил о готовности взять на себя "мексиканский вопрос".
Bloomberg сообщает "забавные" подробности, упоминая, что это было самое странное заседание ОПЕК, в ходе которого было достигнуто "историческое соглашение – сократить добычу черного золота на 10 млн баррелей в сутки". И вот тут и заартачилась Мексика, отказавшись уменьшать свою долю на 400 тыс. баррелей в сутки. Еще пять часов ушло на то, чтобы убедить Мексику и склонить ее к конструктивности. В ответ министр энергетики Мексики Росио Нале просто отключила связь. Тогда-то Трамп и взял инициативу в свои руки, убедив партнеров в том, что сам решит "мексиканский вопрос", а если что, то США возьмут на себя мексиканские баррели.
Позиция министра вызвала взрыв негодование в самой Мексике. Как сказал в кулуарах высокопоставленный представитель власти, "лучше было бы вместо этой безмозглой штучки выставить на переговорах какой-нибудь кактус". Вероятно госпожа Нале попала под чувствительный прессинг, потому как довольно быстро вдруг написала в Twitter, что Мексика пойдет на сокращение в 100 тыс. баррелей в сутки на два месяца. Но это лишь малая часть мексиканской доли сокращения.
Ранее Мексика никому никаких проблем в ОПЕК не создавала, и более того в конце 1990-х годов, в период жестких нефтяных клинчей, всячески помогала в нахождении компромиссных вариантов. Сейчас, по мнению Bloomberg, Мексика действует исключительно из выгоднических позиций – она застраховала добычу на этот год по 49 долларов за баррель и получит разницу. Никакая другая страна ОПЕК не пошла на такую крупную страховку.
Так или иначе ОПЕК+ приняла декларацию о сокращении добычи на 10 млн баррелей в сутки. В любом случае за счет выполнения Штатами "мексиканской доли" или выполнения этого самой Мексикой, а документ, похоже, войдет в силу – для этого нужно согласие всех членов организации. Впрочем, разговор может быть и продолжен, потому что страны, не участвующие в ОПЕК+, тоже должны брать на себя какие-то издержки. Это мнение России и Саудовской Аравии. Сами они сокращают добычу на 15 и 17 процентов, соответственно. К слову, только те американские компании, которые добывают сланцевую нефть, готовы "ужаться" на 20-30 процентов. Впрочем, общая добыча нефти в США и так сократилась на 2 млн барреля в сутки, потому американцы безболезненно для себя приняли все соглашения и даже "мексиканскую долю". То есть осанну американскому благородству петь совсем не обязательно. Просто Трамп сделал очень выгодный ход в жесткой нефтяной войне, поднявшись над ней и попытавшись одновременно сыграть роль ангела-хранителя всего хорошего в период пандемии.