Нагорный Карабах: Что после Астаны?

Читать на сайте Вестник Кавказа
Саммит в Астане, на который возлагались определенные надежду в вопросе нагорно-карабахского урегулирования прошел, результаты – неутешительные. Дело даже не в том, что на саммите не удалось сделать ни одного действительно серьезного шага в мирном процессе вокруг Нагорного Карабаха. Основным трендом стало то, что общий фон событий вокруг армяно-азербайджанского территориального спора на саммите был удручающим. То есть, результат саммита даже не нейтральный, а скорее негативный.

Конечно, положительным моментом можно считать принятие в рамках саммита ОБСЕ совместного заявления глав делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - президента России Дмитрия Медведева, премьер-министра Франции Франсуа Фийона, госсекретаря США Хиллари Клинтон, а также президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. В заявлении, в очередной раз была отмечена необходимость более решительных усилий по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Ссылка в этом документе делана на совместные заявления президентов Азербайджана и Армении 2 ноября 2008 года в Москве на трехсторонней встрече с участием президента России и 27 октября 2010 года в Астрахани, а также заявления президентов России, Франции и США в Аквиле 10 июля 2009 года и в Мускоке 26 июня 2010 года.

Само по себе заявление – момент положительный, но судьба всех документов, в нем упомянутых, заставляет задуматься – не повториться ли история Мейндорской декларации, Аквилского и Мускокского заявлений президентов? Ведь все те призывы к конфликтующим сторонам так и остались призывами, не повлекшими за собой реальных подвижек в мирном процессе.

Астанинское заявление было сделано на довольно негативном фоне. Выступления президентов в Астане ничем не отличались от той негативной риторики, которая все время звучит с обеих сторон. Кроме того, довольно красноречивым стал и тот факт, что на саммите так и не произошло очередной встречи президентов. То есть, обе стороны, подписывая совместное заявление, хорошо понимали, что в ближайшее время пункты его будет выполнить очень и очень сложно.

Такой сценарий развития событий был вполне ожидаем, так как общий негативный фон саммита в Астане был подготовлен заранее. Незадолго до саммита Серж Саргсян в сопровождении министра обороны Сейрана Оганяна и представителей высшего офицерского состава посетил оккупированные азербайджанские территории, где присутствовал на военных учениях. Шагая вдоль рядов войск в военной форме армянской армии Саргсян произнес речь о готовности к войне за независимость Нагорного Карабаха. На саммите президент Армении укрепил эффект своих речей, заявив, что Нагорный Карабах ни при каких обстоятельствах не вернется в состав Азербайджана.

Речь Ильхама Алиева также не была дружественной. В ней Алиев пересказал факты бесчинств Армении на оккупированных территориях Азербайджана и этнических чистках в азербайджанских селах. Президент Азербайджана акцентировал внимание на том, что Нагорный Карабах является исторической частью Азербайджана, признанной частью страны на международном уровне.

Суммируя все расхождения сторон конфликта, прозвучавшие на саммите в Астане, и мягкость очередного заявления с призывами, но не с требованиями к подвижкам в мирном процессе, становится понятно – ждать реального прогресса в переговорах в ближайшее время не стоит. Без политической воли и согласованных усилий со стороны лидеров и обществ Азербайджана и Армении и без особого подхода к этой проблеме международного сообщества ситуация грозит ухудшиться. Стагнация в переговорах может спровоцировать новый виток нарушений режима прекращения огня и усиления военной риторики. Саммит в Астане со всей очевидностью обнажил те непримиримые противоречия, которые существуют между сторонами конфликта, и если международное сообщество не предпримет усилия, в ближайший год ситуация может окончательно зайти в тупик, угрожая безопасности всего региона.