Бахрам Багирзаде: «Успешным становится тот, вокруг кого успешные люди»
Читать на сайте Вестник КавказаЛюбимой народной игрой, объединяющей практически все постсоветское пространство, уже долгие годы остается Клуб веселых и находчивых (КВН). Об игре с полувековой историей ВК побеседовал с фронтмэном команды «Парни из Баку» Бахрамом Багирзаде.
- Как создавалась команда «Парни из Баку» и как вы в нее попали?
- Команду создали в 1960-х, тогда меня еще в проекте не было. Я родился в 1972 году, именно тогда с легкой руки Леонида Ильича Брежнева КВН закрыли. Несколько дней назад я вернулся из Москвы, где отмечали 49-летие КВН и неофициально 69-летие Александра Васильевича Маслякова. Я ему благодарен за все, что он для азербайджанского КВН, для «Парней из Баку». Мы стали двукратными чемпионами СНГ, обладателями кубка Чемпионов в 2000 году, обладателями летнего клуба в 1995 году. Александр Васильевич единственный человек в пространстве бывшего СССР, который объединяет бывшую советскую молодежь.
В 1960-х капитаном бакинской команды был Юлий Гусман. Когда началась горбачевская перестройка, и КВН возродился, мне было 14 лет, я начал играть КВН в школе. На «большую сцену» вышел в 19 лет, когда учился на втором курсе Университета искусств режиссерского факультета - меня взяли в команду в качестве танцора. Я подтанцовывал на третьем плане, а потом меня как-то заметил Юрий Соломонович Гусман. Он подсказал капитану нашей команды, что «молодого гасконца» надо ставить в линейку. Потом ребята из команды «Одесские джентльмены», увидев мое колоритное выступление на линейке, посоветовали нашим поставить меня в центр и дать сыграть собирательный образ азербайджанца.
- В чем был секрет успеха вашей команды?
- К «Парням из Баку» было всегда хорошее отношение потому, что мы играли в интеллектуальную игру. И нас до сих пор уважают. Хотя я уже 10 лет не играю в профессиональный КВН, меня лично господин Масляков приглашает в символические сборные СССР и СНГ, я выступаю и представляю Азербайджан. Что касается формулы успеха, то я всегда говорил, что успешный человек это тот, вокруг которого успешные люди. То есть собрался коллектив успешных людей - талантливых, образованных, грамотных, правильных, окончивших самые лучшие школы Баку. Хотя когда мы учились, все школы были на высшем уровне. Мы прошли советскую школу, получили советское образование. Во-вторых, важную роль сыграли наши родители - интеллигентные люди, в основном педагоги. Их интеллигентность не позволяла нам входить в какие-то конфликты. В-третьих, у нас была дисциплина и самодисциплина. Нас в СНГ называли машиной. Мы напоминали сборную Германию по футболу своей стабильностью, своей игрой. По 16 часов в сутки репетировали - месяцами в Москве, в Центральном доме туриста. Могли за одну ночь поменять весь музыкальный конкурс. Чувствовали, что проигрываем какой-то конкурс, допустим музыкальный (мы же видим на генеральной репетиции) и могли за один вечер написать новый музыкальный конкурс, поставить и до утра репетировать его.
- А как команда находила актуальные темы для конкурсов?
- Тему давал сам господин Масляков и его редакторы. А у нас были сильные авторы, их никогда не отмечают - актеров узнают, а они остаются за кадром. Я хочу их отметить. Это большая умница Эльнур Мамедов, Мехти Мирсалимов, Заур Тагиев, Мамедага Мамедов, Гейдар Гусейнов, Тамерлан Алиев и многие другие ребята, которые писали нам замечательные шутки. Прошло лет 10-20 и на своем последнем выступлении в Москве я убедился, что они не потеряли форму. Это они написали сценарий, шутки и репризы. Если они сейчас опять сыграют в большую игру, они не проиграют другим авторам, другим командам.
Мы актеры можем проиграть, потому что уже состарились для этого дела, но авторы молодцы. Кстати, 3 декабря по Первому каналу в 21:30 будут показывать день рождения КВН где мы выступали, я предлагаю всем любителям КВН посмотреть эту игру. Мне кажется было много смешных вещей. Когда я выезжал на велосипеде (человек в 120 килограмм, выезжающий на велосипеде желтого цвета на сцену), был такой громкий смех в зале. И я вышел на сцену, подождал когда аплодисменты стихнут и сказал: «Как говорит Владимир Владимирович Путин, не важно на чем ты приехал, важно какого цвета твой транспорт». Потом я со своей кепкой-аэродромом повернулся к президенту КВН Александру Васильевичу и сказал: «Господин президент, несмотря на то, что я в кепке, я надеюсь, что вы не утратили ко мне доверия». Потом на сцене я рассуждал о том, чтобы сделал, если бы стал мэром Москвы… Все я не буду рассказывать, пусть читатели «Вестника Кавказа» 3 декабря посмотрят и посмеются.
- Ваша кепка - та самая, с которой вы начали играть в КВН?
- Да, это чемпионская кепка. Она 1957 года. Эта кепка отца моего товарища. Я его как-то попросил и они подарил ее мне. Она постоянно у меня дома.
- После 2000 года, после того как вы взяли Кубок чемпионов, «Парни из Баку» начали потихоньку уходить из больших сцен. Уже 10 лет в Азербайджане не создалась такая сильная команда. В чем причина?
- Наверное, нефтедоллары. Люди почувствовали, как можно зарабатывать деньги, поэтому молодежь хочет заниматься более серьезной работой. Слава Богу, у нас много университетов открылось, много институтов, где можно учиться и затем устроиться в разные фирмы, где можно заработать деньги. Некоторые ушли в бизнес. КВН, мне кажется, стал уже неинтересным, потому что в нем нет больших денег.
- Но ведь команды создаются в Азербайджане, только они играют во второй лиге и не могут попасть в высшую.
- Есть команды «Бакинский экспромт» и «Черное золото», состоящее из московских азербайджанцев. Мы из этих ребят создали сборную Азербайджана.
- Вы следите за выступлениями этих команд?
- Нет. У меня, к сожалению, времени нет на это. Потому что, я глава семьи, отец двоих детишек, у меня сейчас сумасшедший режим. Но очень хотелось, чтобы в Азербайджане была сильная команда и представляла Азербайджан на международном уровне.
- Вам юмор помогает в жизни?
- Я шучу с теми людьми, кто понимает юмор. Ходить весь день по главной улице Баку, по Торговой и шутить… конечно, я этого не делаю. Вообще я по жизни серьезный человек. И не только я, но и все актеры команды на 90% серьезные люди. Только серьезные люди могли стать чемпионами. Если бы мы были несерьезными, то все это превратилось бы в вакханалию. Только серьезные люди могут добиться успеха.
- Команды, которые сейчас играют в КВН, больше берут движениями, пластикой, танцами - чисто визуальными способами добиваются успеха. В ваше время КВН был более интеллектуальным…
- Да, был более репризный, интеллектуальный КВН, у нас были литературные альманахи, основа была, драматургия. А сейчас время такое, хотя я никого не виню. Когда шестидесятники смотрели нашу игру в начале 1990-х они тоже говорили: «Что за игра?! Что за постановочные дела?!»
- Вы верующий человек?
- Да. Я совершал хадж, был паломником в Мекке в 2001 году и сейчас я живу по божьим законам. Это мне помогает в жизни, я стал более ответственным, отошел от дурных привычек. Когда человек приходит в ислам (не только в ислам, а вообще к вере - в Творца, во Всевышнего, в Создателя), он становится богобоязненным. Я 12 лет назад бросил пить, спиртное вообще не употребляю, бросил курить и много еще всего того, что не нужно человеку.
- Чем вы занимаетесь?
- У меня сейчас свой издательский дом. Я издаю книги, журналы и иногда бываю ведущим на телевидении.
- Рисуете?
- Карикатурю. Если придумаю какую-нибудь карикатуру интересную, то я сначала рисую в черновик, а потом летом даче перевожу в беловик. Раз в три года делаю персональные выставки своих карикатур, собирая друзей.
- Когда-то вы хотели снимать кино…
- Когда-нибудь сниму. Я закончил режиссерский факультет, хотя у меня театральная режиссура, но я в кино, дай бог, свое слово скажу. Недавно прочитал интервью российского режиссера Лунгина, он сказал, что начал снимать фильмы в 40 лет. Конечно это поздно, но он почувствовал творческую готовность именно в 40 лет. Так что у меня еще два года впереди.
- С участниками команды «Парни из Баку» встречаетесь?
- Мы дружим.
- Многие известные КВНщики остались жить и работать в Москве. Вы почему не остались?
- Во-первых, наше государство создало все условия, чтобы я зарабатывал на жизнь в Азербайджане и продвигался. Во-вторых, наверное, не хотел, чтобы меня там называли гастарбайтером.