Россия стремится к достижению всеобъемлющего соглашения между Азербайджаном и Арменией
Читать на сайте Вестник КавказаНакануне саммита ОБСЕ в столице Казахстана Астане министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью "Голосу России" охарактеризовал процесс дипломатических переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. По его словам, цель российского посредничества заключается в выработке всеобъемлющего документа под названием "Основные принципы урегулирования", который заложил бы основные направления работы над подготовкой уже мирного соглашения в качестве юридически обязывающего окончательного документа.
"Россия занимается содействием нагорно-карабахскому урегулированию в качестве одного из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также в своем национальном качестве, учитывая наши добрые особые отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. Президент России Дмитрий Медведев лично занимается этим вопросом. Он провел уже семь или восемь встреч с президентами Азербайджана и Армении, в ходе которых была предпринята серьезнейшая попытка вникнуть в пока еще сохраняющиеся разногласия и преодолеть расхождение в позициях. Его цель - выработать первый коллективный всеобъемлющий документ под названием "Основные принципы урегулирования", который заложил бы основные направления работы над подготовкой уже мирного соглашения в качестве юридически обязывающего окончательного документа.
По подавляющему большинству принципов, которые могли бы лечь в основу урегулирования, достигнуто понимание. Но серьезные проблемы пока еще сохраняются.
Мы работаем в тесном контакте с американцами и французами как сопредседателями России в Минской группе ОБСЕ. Накануне саммита в Астане они встречались с руководством Армении и Азербайджана. У них есть поручение постараться подготовить к саммиту в Астане заявление, под которым могли бы подписаться и Баку, и Ереван, и сопредседатели. Надеюсь, что это получится.
В последнее время мы наблюдаем относительное затишье на линии соприкосновения в регионе. Но я пока не могу сказать, что на саммите в Астане удастся добиться настоящего прорыва в том, что касается самого урегулирования. Это очень кропотливая работа. Она сопряжена с необходимостью примирить порой диаметрально расходящиеся позиции сторон, и эта работа суеты не терпит. Если саммит в Астане поможет дальнейшему прогрессу, это уже будет серьезным достижением", отметил глава МИД России.
Он также коснулся возможной реформы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. "Саммитов ОБСЕ не было уже 11 лет. Необходимость рассмотреть ситуацию в сфере евро-атлантической безопасности во всех тех аспектах, которыми занимается организация, явно назрела. За последние годы Россия вместе с рядом других стран СНГ внесла целую серию предложений, которые направлены на то, чтобы ликвидировать правовую двусмысленность и создать прочные юридические основы для деятельности ОБСЕ уже как организации. Мы внесли проект устава. Мы внесли проект правил деятельности тех механизмов, которые созданы при ОБСЕ, включая Бюро по демократическим институтам и правам человека, которое занимается и отслеживанием выполнения государствами ОБСЕ своих обязательств в правозащитной сфере, и мониторингом выборов. Сейчас никаких правил, которые были бы приняты всеми странами-членами ОБСЕ, в этой сфере не существует.
Мы также предложили разобраться с проблемой бюджета ОБСЕ. Поскольку помимо взносов, которые государства обязательно вносят в бюджет этой организации, существуют еще и внебюджетные проекты. И вот в сфере внебюджетного финансирования отсутствует порядок. Любое государство, желающее профинансировать какой-либо проект на территории страны-члена ОБСЕ, просто делает то, что хочет, лишь уведомляя штаб-квартиру в Вене. И эта национальная деятельность получает крышу ОБСЕ. Понятно, что это непорядок. Ни в одной уважающей себя организации подобного произвола не существует. Так что и на эту тему мы внесли соответствующие предложения.
Отношение к тем идеям, которые мы распространили вместе с нашими партнерами, неоднозначное. Я бы даже сказал, что превалирует скептицизм, прежде всего со стороны государств-членов Евросоюза, Соединенных Штатов, Канады. Они говорят: ОБСЕ и так хорошая организация, там такое хорошее Бюро. И давайте-ка лучше просто будем делать то, что нам говорят сотрудники секретариата ОБСЕ, сотрудники секретариата ее одного механизма, другого механизма. Нам кажется - это неправильно. ОБСЕ - прежде всего межправительственная структура. Она должна оставаться таковой. Поэтому в рамках повестки дня саммита в Астане мы обязательно будем выступать за четкое заявление лидеров о том, что реформа ОБСЕ нужна.
Если кто-то предпочитает избегать слова "реформа" и говорить о повышении эффективности ОБСЕ - ради Бога. Главное, чтобы в ходе дискуссии о повышении эффективности не заметали под ковер необходимость подведения прочных международно-правовых основ под эту структуру", - подчеркнул Сергей Лавров.
"Россия занимается содействием нагорно-карабахскому урегулированию в качестве одного из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также в своем национальном качестве, учитывая наши добрые особые отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. Президент России Дмитрий Медведев лично занимается этим вопросом. Он провел уже семь или восемь встреч с президентами Азербайджана и Армении, в ходе которых была предпринята серьезнейшая попытка вникнуть в пока еще сохраняющиеся разногласия и преодолеть расхождение в позициях. Его цель - выработать первый коллективный всеобъемлющий документ под названием "Основные принципы урегулирования", который заложил бы основные направления работы над подготовкой уже мирного соглашения в качестве юридически обязывающего окончательного документа.
По подавляющему большинству принципов, которые могли бы лечь в основу урегулирования, достигнуто понимание. Но серьезные проблемы пока еще сохраняются.
Мы работаем в тесном контакте с американцами и французами как сопредседателями России в Минской группе ОБСЕ. Накануне саммита в Астане они встречались с руководством Армении и Азербайджана. У них есть поручение постараться подготовить к саммиту в Астане заявление, под которым могли бы подписаться и Баку, и Ереван, и сопредседатели. Надеюсь, что это получится.
В последнее время мы наблюдаем относительное затишье на линии соприкосновения в регионе. Но я пока не могу сказать, что на саммите в Астане удастся добиться настоящего прорыва в том, что касается самого урегулирования. Это очень кропотливая работа. Она сопряжена с необходимостью примирить порой диаметрально расходящиеся позиции сторон, и эта работа суеты не терпит. Если саммит в Астане поможет дальнейшему прогрессу, это уже будет серьезным достижением", отметил глава МИД России.
Он также коснулся возможной реформы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. "Саммитов ОБСЕ не было уже 11 лет. Необходимость рассмотреть ситуацию в сфере евро-атлантической безопасности во всех тех аспектах, которыми занимается организация, явно назрела. За последние годы Россия вместе с рядом других стран СНГ внесла целую серию предложений, которые направлены на то, чтобы ликвидировать правовую двусмысленность и создать прочные юридические основы для деятельности ОБСЕ уже как организации. Мы внесли проект устава. Мы внесли проект правил деятельности тех механизмов, которые созданы при ОБСЕ, включая Бюро по демократическим институтам и правам человека, которое занимается и отслеживанием выполнения государствами ОБСЕ своих обязательств в правозащитной сфере, и мониторингом выборов. Сейчас никаких правил, которые были бы приняты всеми странами-членами ОБСЕ, в этой сфере не существует.
Мы также предложили разобраться с проблемой бюджета ОБСЕ. Поскольку помимо взносов, которые государства обязательно вносят в бюджет этой организации, существуют еще и внебюджетные проекты. И вот в сфере внебюджетного финансирования отсутствует порядок. Любое государство, желающее профинансировать какой-либо проект на территории страны-члена ОБСЕ, просто делает то, что хочет, лишь уведомляя штаб-квартиру в Вене. И эта национальная деятельность получает крышу ОБСЕ. Понятно, что это непорядок. Ни в одной уважающей себя организации подобного произвола не существует. Так что и на эту тему мы внесли соответствующие предложения.
Отношение к тем идеям, которые мы распространили вместе с нашими партнерами, неоднозначное. Я бы даже сказал, что превалирует скептицизм, прежде всего со стороны государств-членов Евросоюза, Соединенных Штатов, Канады. Они говорят: ОБСЕ и так хорошая организация, там такое хорошее Бюро. И давайте-ка лучше просто будем делать то, что нам говорят сотрудники секретариата ОБСЕ, сотрудники секретариата ее одного механизма, другого механизма. Нам кажется - это неправильно. ОБСЕ - прежде всего межправительственная структура. Она должна оставаться таковой. Поэтому в рамках повестки дня саммита в Астане мы обязательно будем выступать за четкое заявление лидеров о том, что реформа ОБСЕ нужна.
Если кто-то предпочитает избегать слова "реформа" и говорить о повышении эффективности ОБСЕ - ради Бога. Главное, чтобы в ходе дискуссии о повышении эффективности не заметали под ковер необходимость подведения прочных международно-правовых основ под эту структуру", - подчеркнул Сергей Лавров.