История ракетной системы "Катюша"
Читать на сайте Вестник КавказаМеждународному женскому дню и приближающемуся 75-летию победы во Второй мировой войне Warfare History Network посвятил статью Smolensk & The Eastern Front: The Katyusha Rocket System о советской боевой машине реактивной артиллерии, названной пои имени русской девушки. В боях под Оршей впервые была испробована экспериментальная батарея Красной Армии, в распоряжении которой была ракетная система многократного запуска БМ-13. Позже это грозное оружие с любовью прозвали ”Катюша” в честь популярной песни военного времени.
Разработка ракетной системы началась задолго до войны, в 1938 году, с небольшого пробного запуска 40 систем, созданных накануне немецкого вторжения. Опытные образцы транспортных средств БM имели пусковые установки, расположенные под прямым углом к их длинным осям. Однако подобная система оказалась нестабильной, и пусковые направляющие были перемонтированы вдоль корпуса.
Первый бой
В состав командования первой полевой батареи во главе с капитаном Иваном Александровичем Флеровым входили два гражданских советника по подготовке экипажей А.И. Попов, один из создателей стартовой платформы БМ-13, и Д.А. Шитов, один из разработчиков снаряда М-13. Первая батарея состояла из девяти пусковых систем, 122-мм гаубицы для пристрелки, взвода с боеприпасами, транспортного взвода, взвода ГСМ (обеспечивающего горючее и смазочные материалы) и медицинского отряда. В результате залпа батареи были запущены 112 132-мм реактивных снарядов М-13 с большим количеством взрывных и осколочных зарядов. Высокомобильная батарея насчитывала 44 грузовика, что позволяло перевозить 600 снарядов, а также достаточное количество топлива, ГСМ и продуктов питания как минимум на три дня работы.
Первая демонстрация огневой мощи "Катюши" произошла на железнодорожной станции горда Орши. Несмотря на то, что новая система оружия не была предназначена для точной стрельбы, она нанесла сокрушительный урон по обширной цели, уничтожив несколько поездов, в результате чего фашисты понесли значительные потери.
Успех первого боевого развертывания привел к массовому производству систем БМ-13, и к окончанию войны было выпущено около 10 000 систем всех типов. В дополнение к оригинальным моделям БM-13 было несколько вариантов 81-мм систем БM-8, некоторые из которых устанавливались на джипах, и тяжелые пусковые установки БM-31 для 310-мм ракет. В виду особой важности ”Катюш” в советском арсенале, системе присвоено официальное название гвардейский миномет. Немцы называли систему Stalinorgel.
На ранних этапах войны в СССР прилагали большие усилия для защиты этого вида оружия, причем непосредственную охрану батарей "Катюши" обеспечивали отряды войск НКВД. В тех случаях, когда ракета-носитель выходила из строя и ремонт был невозможен, система взрывалась на месте, чтобы у фашистов не было возможности завладеть технологией. Ответственность за уничтожение выведенных из строя ракет-носителей несли командиры батарей. Именно такая участь постигла батарею капитана Ивана Флерова. Попав в котел в Вязьме в октябре 1941 года, боевые машины капитана были обездвижены на болотистой местности. Оставшись без боеприпасов, Флеров приказал взорвать установки. Менее трети солдат батареи выбрались из окружения живыми, капитан Флеров оказался в числе погибших.
Дальнейшая судьба ”Катюши”
"Катюши" были недорогими, простыми в изготовлении и легко устанавливались на многих платформах. Изначально они использовались только на грузовиках, но затем их устанавливали на танках, тракторах, бронепоездах и даже небольших военно-морских судах. Позже многие танки, полученные по ленд-лизу, которые советские специалисты не считали пригодными для ведения боевых действий на Восточном фронте, использовались в качестве монтажных платформ. Американские грузовики Studebaker весом две с половиной тонны высоко ценились за их внедорожные характеристики, и тысячи из них использовались в качестве монтажных платформ для ”Катюш”.
С окончанием Второй мировой войны ”Катюши” не закончили свою службу. Тысячи из них были экспортированы. Кроме того, они создавались по лицензии в ряде стран. Американские войска столкнулись с ними во время войны в Корее и десятилетия спустя в Ираке.