Трамп готов лично встретиться с лидерами "Талибана"
Читать на сайте Вестник Кавказа29 февраля США и запрещенное в РФ движение "Талибан" подписали мирное соглашение. Церемония подписания соглашения состоялась в Дохе – столице Катара. На ней присутствовали представители 30 стран и международных организаций. Американское присутствие в Афганистане завершается. Во всяком случае, об этом заявил президент США Дональд Трамп. Документ подписали спецпредставитель США по вопросам афганского урегулирования Залмай Халилзад и глава политического офиса талибов в Катаре мулла Абдул Гани Барадар.
Ожидалось, что соглашение с американской стороны подпишет госсекретарь Майклом Помпео, однако, он ограничился выступлением на церемонии подписании. Помпео напомнил об обещании "Талибана" разорвать связи с "Аль-Кайдой" и призвал поддержать борьбу с ИГИЛ (обе группировки запрещены в РФ). В свою очередь, мулла Барадар заявил, что движение будет придерживаться договоренностей с США, и назвал подписание соглашения "большим достижением" талибов. Глава делегации Талибана, он же глава офиса "Талибан" в Катаре Шер Мухаммед Аббас Станикзай назвал день подписания соглашению "днем победы". "Эта победа пришла к нам с помощью Бога", – сказал Станкизай. Он выразил надежду, что соглашение приведет к появлению исламского строя в Афганистане и призвал талибов принять активное участие в послевоенном восстановлении страны.
Для США 29 февраля также стало праздничным днем. Там назвали соглашение важным шагом в завершении 19-летной войны в Афганистане и победой дипломатии над политикой применения силы. "В войне в Афганистане, начавшейся вскоре после теракта 11 сентября 2001 года и обошедшейся Штатам в 2400 человеческих жизней и почти 1 трлн долларов, забрезжил финал. Трамп, в отличие от двух своих предшественников, Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы, сумел зажечь для американцев "свет в конце тоннеля" этого конфликта – и теперь купается в лучах восторга и громких звуках оваций", – сказал "Вестнику Кавказа" замдиректора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко.
Что же касается официального Кабула, да и всего остального Афганистана, то царящие там настроения не такие радужные. Для президента Ашрафа Гани мир с "Талибаном" и вывод американских войск из Афганистана может обернуться потерей власти.
"Мирное соглашение" предусматривает начало процесса политического урегулирования ситуации в Афганистане. Ожидается, что по мере реализации отдельных положений соглашения Афганистан в течение 14 месяцев постепенно покинут иностранные войска. Как сказал Дональд Трамп, вывод войск начнется немедленно. При этом он подчеркнул, что США могут вернуться, "если случится что-то плохое". Он также сообщил, что в ближайшее время намерен лично встретиться с лидерами "Талибана". На начальном этапе сделка предполагает проведение межафганских переговоров, освобождение заключенных с двух сторон и прекращение огня.
В частности, до начала межафганских переговоров, начало которых планируется на 10 марта, в целях укрепления доверия между сторонами, кабульская власть должна освободить 5 тысяч заключенных.
Однако уже 1 марта Ашраф Гани заявил, что "правительство Афганистана не брало на себя обязательства по освобождению 5 тысяч заключенных талибов. Он отметил, что освобождение талибов не может являться предварительным условием и должно обсуждаться в ходе переговоров, передает афганский телеканал "1TV". Гани считает, что нет никаких гарантий того, что освобожденные повстанцы не вернутся на поле боя. "Освобождение заключенных не входит в полномочия США, –подчеркнул Гани на пресс-конференции в Кабуле. – Это полномочия афганского правительства".
Проблема заключается в том, что соглашение подписали талибы и американцы. Официальный Кабул оказался здесь тем самым третьим, который лишний. Поэтому, как считает Панкратенко, соглашение США с "Талибаном" не исключает эскалации конфликта. "Печальный опыт уже был – после ухода советских войск в 1989 году гражданская война вспыхнула с новым ожесточением, поскольку договариваться никто не хотел, каждый считал себя сильнее другого, что президент Наджибулла, что лидеры моджахедов. Так и сейчас – каждый местный начальник, назначенный Кабулом, считающий провинцию, уезд или кишлак собственным феодальным наделом, беспокоится о том, как сохранить то, что уже завоевано кровью, интригами или же попросту приобретено за бакшиш, занесенный в нужный кабинет в Кабуле. А каждый полевой командир "Талибана", у которого тоже есть своя "вотчина", мечтает о том, что сможет добавить к уже имеющемуся у него состоянию – естественно, за счет "пособника оккупантов", – сказал Панкратенко.