Эмин Маммадов стал почетным членом Российской академии художеств

Читать на сайте Вестник Кавказа

На днях в Российской академии художеств состоялось заседание Президиума, в ходе которого галеристу, советнику Фонда Гейдара Алиева по вопросам культуры и искусства, заслуженному деятелю искусств Азербайджана Эмину Маммадову были вручены регалии почетного члена Академии. Мантию почетного члена на Маммадова надел лично президент Российской академии художеств, знаменитый скульптор Зураб Церетели.

Эмин Маммадов является представителем творческой династии. Его отец Салхаб Мамедов - известный скульптор, народный художник Азербайджана, профессор. Он известен как автор множества работ, среди которых - памятник "Ходжалы" в Берлине и памятник Низами Гянджеви в Риме. Салхаб Мамедов также является почетным членом РАХ.

В интервью "Вестнику Кавказа" Эмин Маммедов заявил, что творческие способности передались ему от отца: "Детство я провел у него в мастерской. Туда приходили художники, и я все время варился в этом творческом, художественном соку, с отцом ездил по мастерским его друзей. Я даже не видел себя где-то не в искусстве. Ходил в Дом пионеров на какие-то рисовальные кружки, потом познакомился с художником Германом Жегловым. Это был серьезный график. В 13-14 лет я ходил регулярно к нему в мастерскую, и в 15 лет поступил в Художественное училище им. Азимзаде.  Так началась моя творческая жизнь. После окончания училища я поступил в Институт искусств на кафедру графики и еще шесть лет проучился там".

Говоря о своих кумирах, Эмин Маммедов заметил: "Я просто восторгался Гойей. Помню, когда в первый раз попал в Берлин, в момент развала СССР, открытия железного занавеса, там в 1992-1993 годах началась новая эра моей жизни: я работал в мастерских с немецкими художниками, где была совсем другая обстановка, другой подход, другая ментальность, другая жизнь. Тогда в Берлине я получил колоссальное удовольствие, когда смог увидеть в оригинале произведение Гойи".

Отвечая на вопрос, как произошел его переход от художника к галеристу, менеджеру от искусства, Маммедов заявил: "Думаю, повлияла общая обстановка, развал Союза. Мастерская моего отца находилась исторической старой части Баку. Новая эра, новая жизнь, туристы, визиты гостей навели на мысль, что с этой мастерской можно начать галерейное дело, помогать художникам, которые смогут что-то продавать. Отец поддержал меня. Галерея постепенно расширялась, перерастала в серьезный проект. Более 10 лет назад мы открыли ее филиал в Берлине".

Говоря о современных азербайджанских художниках, Маммедов заметил: "Лучшие азербайджанские художники получали образование в России – в Санкт-Петербурге, в Москве. В общем-то азербайджанское изобразительное искусство построено на русском искусстве. До сих пор в Академии художеств преподают те художники, которые получали образование в советское время.  Как музыканту нужно знать ноты, так художнику нужно выучить свою азбуку. Академический рисунок - вещь обязательная, если человек решил стать профессиональным художником. Но ни в коем случае его нельзя зажимать, нужно давать свободу и мышлению, и действиям".

Маммедов также рассказал, что прошлый год в Азербайджане был объявлен Годом Насими: "По инициативе вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой мы провели юбилейный фестиваль Насими. Решили, что фестиваль должен быть очень творческий, духовный. Там были представлены и поэзия, и разные перформансы, и театр".

Говоря о получении мантии Почетного члена российской Академии художеств, Эмин Маммедов заявил: "Это было очень приятно; очень красиво проходило мероприятие с участием всего президиума РАХ. Для меня это открывает новые двери, новые знакомства. Тогда я познакомился с ректором и проректором Суриковского училища, сразу завязалась беседа, и мы уже стали обдумывать совместные обучающие программы между студентами Азербайджанской академии художеств и Суриковским художественным училищем. Это новый культурный диалог, толчок к новым совместными проектам, которые будут объединять молодежь".