Запад не спешит поддерживать референдум в Армении
Читать на сайте Вестник КавказаНа 5 апреля в Армении назначен референдум по изменению одной статьи конституции. Власти настаивают на необходимости досрочного прекращения полномочий семи из девяти членов Конституционного суда (КС), в том числе его председателя Грайра Товмасяна, который отождествляется со структурами прежнего режима. Практически вся политическая элита республики, за исключением правящего блока "Мой шаг" и экс-президента Армении Левона Тер-Петросяна, воздерживается от участия в этом процессе, определяя его как юридически уязвимый.
Но слабая внутриполитическая поддержка – не единственная проблема идейного вдохновителя референдума, премьера Никола Пашиняна. Ряд европейских политических структур недвусмысленно намекает на недопустимые "правовые злоупотребления" в связи с референдумом. Парламентская ассамблея Совета Европы обратила внимание на то, что предлагаемые изменения могут иметь долгосрочные последствия для функционирования конституционных институтов республики, поскольку подобные вопросы решаются, как правило, без референдумов.
В свою очередь, глава Венецианской комиссии (экспертного органа Совета Европы по конституционному праву) Джанни Букиккио обратил внимание на то, что агитация и проработка процедуры референдума проводиться на фоне открытого конфликта между правительством и КС Армении. Соответственно, европейские структуры озабочены тем, что под предлогом реформирования судебной системы республики, нынешний режим стремиться осуществить конституционный переворот, предварительно максимально возможно его легитимизировав.
Хронология противостояния Пашиняна и судей КС богата незаконченными процессами. В октябре 2019 года парламент Армении по инициативе правящей фракции "Мой шаг" в обращении в Конституционный суд заявил о необходимости прекращения полномочий его председателя. КС отказал Национальному собранию, заявив, что процедура отставки не соответствует регламенту, согласно которому председатель суда Грайр Товмасян ушел бы с занимаемой должности. Оставив реализацию своей инициативы на полпути, правящая партия спешно разработала Закон о досрочной пенсии судей КС, тем самым вынуждая Товмасяна добровольно покинуть Конституционный суд. Он тот не ушел.
Посчитав вторую попытку "удалить" Товмасяна из армянской политики безуспешной, Пашинян и его команда вновь оставили реализацию задуманного плана на половине пути, прибегнув к крайней мере – уголовному преследованию Товмасяна.
В конце декабря 2019 года Грайру Товмасяну предъявили обвинение в "злоупотреблении служебными полномочиями", которое действующий председатель КС готов был оспорить в европейском арбитраже. Продолжительное судебное разбирательство в ЕСПЧ, на положительный исход которого Пашинян явно не рассчитывал, значительно охладило пыл правящей партии, но не побудило отказаться от задуманного. Сейчас Пашинян пытается решить вопрос с помощью референдума, законность которого подвергается сомнению.
В международной практике существуют стандарты и принципы, посредством которых политическая власть не может влиять на судебную систему. Во всех современных демократиях высшие судебные органы считаются сдерживающим фактором в системе разделения властей, которые не позволяют приходящим во власть политическим силам применять законы страны в их политических интересах.
Сейчас в Армении осуществляется попытка "наведения порядка" в Конституционном суде республики, камуфлируемая проверкой степени общественного доверия к судебной системе. Это может привести к чрезмерной концентрацией власти в руках одного человека, и Пашинян рискует быть обвиненным в узурпации власти.
Неизвестно, хватит ли у премьера политических ресурсов для нейтрализации негативных последствий референдума. Однако, скорее всего, от только проиграет, даже если сумеет заполучить нужный для себя исход волеизъявления. Референдум войдет в современную историю Армении как одно из самых спорных решений "народного премьера" и всегда будет вызывать критику с точки зрения легитимности. В конце концов, судьи КС всегда могут обратиться за восстановлением своих прав в Европейский суд по правам человека. И если ЕСПЧ встанет на их сторону, то результаты референдума и само его дорогостоящее проведение можно будет считать бессмысленным.