Россия удвоит экспорт угля в Китай
Читать на сайте Вестник КавказаХотя Россия не является ни крупнейшим в мире производителем угля, ни главным экспортером, одной из нее стратегических целей остается наращивание угольного экспорта, пишет Yahoo Finance в материале Russia Looks To Double Coal Exports To China. Шаг за шагом, сначала подготовив свободные производственные мощности, теперь, обеспечив надлежащие инфраструктурные решения для транспортировки товара, Москва закладывает основу для масштабного расширения, которое должно произойти в середине 2020-х годов.
Это очередная стратегия на стыке политических и экономических интересов, в рамках которой рынки Восточной Азии вновь занимают центральное место в российской экспортной политике. На первый взгляд, 2019 год был не самым удачным для российской угольной промышленности. С рекордного уровня предыдущего года добыча снизилась на 0,2% в годовом исчислении до 439 млн тонн.
Прошлым летом цены как в Европе, так и в Азии достигли многолетних минимумов на фоне динамичного перехода с угля на газ и переизбытка предложения на рынке. Цены несколько восстановились в осенние месяцы, однако в январе в Европе произошло очередное падение. Внутренний российский спрос на уголь также находился в состоянии стагнации, поскольку использование угля на тепловых станциях, особенно в Южной Сибири, где он преимущественно добывается, сократилось на 3% в годовом исчислении, в то время как спрос на каменноугольный кокс оставался на прежнем уровне.
Казалось бы, ситуация - предвестник будущей стагнации, однако отрасль держится на плаву за счет азиатского спроса.
При изучении российских экспортных планов в отношении Восточной Азии, можно узнать много интересного.
Экспорт российского угля в 2019 году вырос на 1% в годовом исчислении - наращивание поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион было самым мощным фактором роста, в то время как вышеупомянутый слабый европейский спрос противодействовал азиатскому. Азиатский всплеск не был таким уж значительным с точки зрения прибыльности - цена Russia Pacific в среднем составляла $78,10 за метрическую тонну в 2019 году, что на 29% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ($108,70 за метрическую тонну). Следовательно, доходы экспортеров угля упали на 10-15% с 2018 года. Хотя ценовая слабость, учитывая теплую зиму 2019-2020 годов, сохранится, крупные производители, такие как СУЭК и КРУ продолжают строить планы. В подтверждение своих амбиций - обе компании использовали условия слабого спроса 2019 года для модернизации производственных активов.
Угольная стратегия России, определенная в энергетической стратегии страны до 2035 года, не обязательно приведет к немедленным результатам. В случае экспорта угля в Азиатско-Тихоокеанский регион результатов добиться нелегко, так как несовершенство инфраструктуры ограничивает производителей.
Поскольку большая часть нефти и газа экспортируется по трубопроводам, а уголь стал самым важным экспортируемым товаром с точки зрения пропускной способности железных дорог (30% перевозок РЖД составляет уголь), транспортные структуры изучают возможности расширения экспортных мощностей. Несмотря на задержки, расширение пропускной способности Транссибирской железной дороги до 125 млн тонн в год к 2021 году, а затем до 180 млн тонн в год к 2024 году является основной задачей России с целью увеличения продаж.
Главный производственный центр России в Кузбассе равноудален от Западной Европы и Восточной Азии, поэтому до сих пор экспортная политика поддерживала своего рода баланс между двумя вышеуказанными направлениями.
Однако Европа спровоцировала снижение мирового спроса на уголь в годовом исчислении, поэтому делать ставки на рынки ЕС не имеет особого смысла. Давление на инфраструктуру привело к тому, что государственный железнодорожный оператор ”Российские железные дороги” предложил существенно снизить тарифы на доставку в европейские порты России.
Российские черноморские порты, наименее используемые для поставок угля (около 15 млн тонн было перевезено в 2019 году), переживают период возрождения экспорта, так как грузоотправители пользуются дешевыми железнодорожными тарифами и растущей пропускной способностью, которая должна достичь 50 млн тонн в этом году.
Осознавая трудности, связанные с европейскими рынками, на фоне тенденции избавления ЕС от угля, российские власти и компании не скрывают, что хотят завоевать как можно большую долю на азиатском рынке.
На Китай приходится более половины мирового потребления угля, к тому же страна географически расположена в непосредственной близости от сибирских центров добычи. Россия уже экспортирует значительные объемы угля в Китай, около 30 млн тонн в год, при этом потенциал для увеличения экспорта в ближайшие годы огромен. Дело в том, что Китай ввел пошлину на импорт угля в 2014 году, освободив страны, с которыми у него есть ССТ от уплаты налога, однако Россия осталась в стороне.
Недовольные тем, что Австралия и Индонезия, считающиеся основными конкурентами на китайском угольном рынке, пользуются беспошлинной торговлей с Китаем, российские власти начали настаивать на отмене пошлин на каменноугольный кокс и энергетический уголь.
Хотя эта инициатива пока находится на подготовительной стадии, она может полностью открыть китайский рынок для российских производителей - не только для Кузнецкого бассейна (где сосредоточено 80% национального производства), но и для новых восточносибирских проектов. Дальний Восток демонстрирует впечатляющие темпы роста: на 50% только в 2019 году до более чем 70 млн тонн исключительно для захвата большей доли на китайском рынке.
В целом, Минэнерго России ожидает, что экспорт угля в Китай почти удвоится в течение следующих 10 лет до 55 млн тонн с их нынешнего уровня около 30 млн тонн в год. Тем не менее рост экспорта России на азиатские рынки не будет ограничиваться Китаем.
В конце ноября министр стальной промышленности Индии Дхармендра Прадхан заявил, что индийские производители стали значительно увеличат импорт каменноугольного кокса из дальневосточных портов России.
Вьетнам утроил потребление российского угля в связи с вводом в эксплуатацию нескольких новых угольных электростанций.
Долгосрочные тенденции заставляют угольную отрасль России разворачиваться на Восток: в Индонезии (крупнейшем поставщике энергетического угля) неизбежно произойдет снижение добычи с нынешних 350 млн тонн в год более чем на 100 млн тонн в год в ближайшие два десятилетия. Управление по энергетической информации считает, что Россия обгонит Индонезию как ведущий экспортер энергетического угля в течение текущего десятилетия.