Риторика Еревана заводит карабахское урегулирование в тупик
Читать на сайте Вестник КавказаЗатянувшийся конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за нагорно-карабахского региона перешел в новое десятилетие, пишет Сaspian News в статье Aggressive Rhetoric From Yerevan Drags Nagorno-Karabakh Stalemate Into 2020. Риторика официальных лиц Армении, такая как заявление министра обороны Давида Тонояна о "новых территориях и новой войне", привели к провалу двусторонних дискуссий, проходивших в прошлом году. Хикмет Гаджиев, глава департамента внешней политики администрации президента Азербайджана, заявил, что пока Армения проводит деструктивную политику по нагорно-карабахскому конфликту, поэтому переговоры не могут завершиться успешно.
"К сожалению, прошлый год был провальным с точки зрения разрешения конфликта. Мы не видим какого-либо конкретного продвижения, - отметил Гаджиев в интервью Euractiv, ссылаясь на заявление президента Ильхама Алиева, сделанное в декабре. - Армянская сторона на высоком уровне заявила о "новых войнах за новые территории", а премьер-министр Армении сказал, находясь в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди, что "Нагорный Карабах - это Армения"".
Нагорно-карабахский конфликт разразился после распада Советского Союза в начале 1990-х годов, когда вооруженные силы Армении вторглись в Азербайджан и оккупировали регион, где этнические армяне жили бок о бок с коренными азербайджанцами. Началась жестокая война, которая продолжалась до прекращения огня в 1994 году.
В ходе войны Армения оккупировала примерно 20 процентов территории Азербайджана, включая Нагорный Карабах и семь прилегающих районов. Более 30 тысяч этнических азербайджанцев были убиты в ходе войны, около миллиона человек стали вынужденными переселенцами.
По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, в 2019 году армянские власти заняли неконструктивную позицию по этому вопросу из-за отсутствия международного давления, что и сказалось на переговорах.
Противоречивые заявления армянских официальных лиц, сделанные в прошлом году, в частности премьер-министром Николом Пашиняном и министром обороны Давидом Тонояном, навредили политическому диалогу. Пашинян разжигал напряженность в отношениях с Баку, предлагая сепаратистам, оккупировавшим Нагорный Карабах, принять участие в переговорах, а затем назвал регион территорией Армении. Со своей стороны, министр обороны Тоноян заявил на встрече с армянской общиной в Нью-Йорке в марте, что формула "территории в обмен на мир" должна быть заменена парадигмой "новая война за новые территории".
"В течение года позиция Армении значительно ужесточилась. Было совершено несколько военных провокаций в отношении Азербайджана, - заявил бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров. – Армянскими снайперами были убиты майор и множество наших солдат. Власти Армении обостряют ситуацию как в политическом, так и в военном отношении. Их цель - накалить ситуацию и спровоцировать азербайджанскую сторону на ответный удар. Если оккупированные земли не будут освобождены и сотни тысяч перемещенных лиц не вернутся в свои дома, напряженность в отношениях между Арменией и Азербайджаном будет продолжаться, и я бы даже сказал, что она будет постепенно нарастать".
Зульфугаров заявил, что в течение следующего года вполне может произойти рост напряженности и даже возобновление военных действий: "Армянская пропаганда фокусируется на военной риторике, реальном и вымышленном оружии. Они пытаются создать имидж растущей в военном отношении державы. Они хотят показать, что готовятся к войне, а не к переговорному процессу. Они не принимают другие варианты. Они также понимают, что Азербайджан никогда не примет подобное положение дел".