Oil Price: как решить энергетический спор Москвы и Минска
Читать на сайте Вестник КавказаМинск хочет договориться по поставкам нефти с Соединенными Штатами, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, которые могут обеспечить необходимое Минску количество топливного сырья, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко, учитывая углеводородные разногласия с Москвой. Как пишет Oil Price в материале The Hottest Energy Conflict Right Now, Белоруссия только что закупила две партии нефти с недавно введенного в эксплуатацию норвежского нефтяного месторождения Johan Sverdrup и ведет переговоры с несколькими нефтедобывающими странами бывшего Советского Союза об увеличении импорта в предстоящие недели.
Сами по себе закупки не кажутся большим событием, хотя, учитывая, что в последние годы Белоруссия на 100% зависела от российской нефти (и почти не закупала ее в 2020 году), ситуация обостряется. Первоначально она представляла собой техническую проблему несоответствия платы за транзит, которая должна была быть решена на профессиональном уровне без вмешательства политики. Вместо этого необъявленная война между Белоруссией и Россией разрушает традиционные линии поставок и наносит ущерб двум государствам.
В основе конфликта лежит неспособность обеих сторон заключить соглашение о поставках нефти на 2020 год на базе договоренности о бесперебойных поставках предыдущих лет, когда Белоруссия закупала 23-24 млн тонн нефти в год, из которых около 18 млн тонн в год перерабатываясь на Новополоцком (мощность 240 тыс. баррелей в день) и Мозырском НПЗ (мощность 320 тыс. баррелей в день) для внутренних нужд.
Минск отвергает любые российские предложения, которые продолжают практику ценообразования прошлых лет, поскольку российский налоговый маневр ставит под угрозу до 5% ВВП Беларуси. Налоговый маневр стал долгосрочным шагом по поэтапному отказу от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и компенсации за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Минск получал всю нефть без уплаты пошлины вплоть до последних дней 2019 года, но решение России двигаться в направлении гармонизации налогообложения в нефтяном секторе в рамках Евразийского экономического союза, делает Белоруссию одной из непреднамеренных жертв.
Переход будет длиться пять лет (2019-2024), однако Минск не хочет сидеть сложа руки, в то время как прибыль его переработчиков сокращается, а их положение по отношению к России становится неблагоприятным.
Благодаря беспошлинному характеру импорта нефти Беларусь экономила примерно $2 млрд в год и теперь будет вынуждена покупать нефть по рыночной стоимости. Особенности постсоветского заключения сделок еще сильнее усугубляют положение. Все нефтяные соглашения неразрывно связаны с газовыми сделками двух сторон (Белоруссия платила $ 32 за кубометр газа, в то время как средняя европейская цена ”Газпрома” составляла $242 за кубометр в 2018 году и $202 в 2019 году), крупным долгом Минска, выплачиваемым российским государственным банкам и неустойчивой внешней политикой президента Лукашенко.
Газовые переговоры гораздо менее напряженные, чем нефтяные, в немалой степени за счет того, что ”Газпром” контролирует газотранспортную сеть Белоруссии. С нефтью дело обстоит иначе: как только возник белорусско-российский спор, министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси поставило цель немедленного увеличения объемов транзита нефти по трубопроводу на 16,6%. Речь идет о нефти, которая поставляется в Центральную и Восточную Европу по трубопроводу ”Дружба”. Президент Белоруссии повысил ставку, введя внезапный 50-процентный ”экологический налог” на все объемы транзита нефти и нефтепродуктов, разумеется, не предупредив о нем заранее.
Почему выбор пал на нефть Johan Sverdrup
Причина покупки норвежской нефти довольно проста: ее плотность в градусах API составляет 28, что очень близко к плотности нефти марки Urals, под которую изначально были настроены оба белорусских НПЗ. По слухам, белорусская государственная компания BNK также купила две партии нефти с танкера ”Афрамакс”, которые будут отгружены из литовского порта Клайпеда и доставлены на Новополоцкий НПЗ по железной дороге. Немаловажную роль в покупке Johan Sverdrup сыграла близость континентального шельфа Норвегии: танкер ”Брейвикен” с первой партией нефти был загружен 19 января и к 23 января уже достиг конечного пункта назначения, то есть доставка оказалась действительно быстрой, улучшив переговорную позицию Минска, хоть ему и пришлось переплатить.
Чего хочет Россия
В отношении Минска Москве необходимо решить непростую задачу. Россия хочет направить президенту Лукашенко мощный политический сигнал, при этом не допустив проблем в нефтяном секторе Белоруссии. И дело тут не в альтруизме: крупнейший в Беларуси нефтеперерабатывающий завод в Мозыре принадлежит совместному предприятию ”Роснефти” и ”Газпром- нефти”. Другими словами, российские государственные предприятия контролируют 42,58% активов НПЗ (остальная часть контролируется белорусским государством). Учитывая, что экспорт в Белоруссию был убыточным даже в хорошие периоды, в 2017 и 2018 годах, в основном из-за государственного контроля цен на топливо и девальвации валюты, ни одна из компаний не хочет нести еще большие убытки.
Что дальше
На первый взгляд ситуация кажется серьезной, но такое происходит не впервые. Повышение тарифов - обычный предмет споров двух сторон. В 2010 году Белоруссия уже пыталась импортировать венесуэльскую нефть, чтобы продемонстрировать свою способность выжить без российских поставок. Лукашенко, испытывающий нехватку наличных денег, нуждается в дополнительных российских займах и сотрудничестве с Москвой в поддержании на плаву белорусского энергетического сектора, в то время как Россия, стремясь вступить в новый период разрядки с Европой, не заинтересована в том, чтобы портить геополитическую игру своими действиями в Белоруссии. Следовательно, после того, как высокопарные заявления и угрозы будут исчерпаны, Москва и Минск разработают очередной план, который продержится несколько лет, а затем процесс повторится заново.