Мишустин унаследовал проблему изолированных дальневосточных регионов
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце минувшего года, еще при прежнем правительстве, Владимир Путин поручил Дмитрию Медведеву до 31 января 2020 года внести предложения о создании авиакомпании для перевозок на Дальнем Востоке. Теперь ответственность за реализацию идеи переходит к Михаилу Мишустину. Кстати, вчера Путин переназначил на пост министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, занимающего эту должность с 2018 года.
Речь идет о создании авиационной компании, эксплуатирующей воздушные суда российского производства, основной деятельностью которой будет осуществление перевозок пассажиров и грузов в Дальневосточном федеральном округе и в труднодоступных районах.
Правительство должно было определить маршрутную сеть региональных и местных авиационных перевозок с учетом аэропортов, реконструкция которых предусмотрена комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также потенциальный пассажиропоток по таким маршрутам.
Предстояло также определить сроки начала, объемы серийного производства, а также стоимость поставки, владения и эксплуатации воздушных судов (в том числе с российскими силовыми установками), необходимых для осуществления региональных и местных воздушных пассажирских перевозок, а также для нужд авиационной компании.
Правительству было дано указание проработать вопросы по созданию условий для организации воздушного сообщения на территориях труднодоступных районов Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Речь также шла о запуске серийного производства самолета "Байкал" на основе прототипа ТВС-2ДТС, а также его сертификации с учетом реализации проекта по созданию легкого многоцелевого самолета. Путин предлагал обратить особое внимание на объемы и источники финансирования соответствующих работ, а также его финансово-экономические и летно-технические параметры.
Правительству было поручено подготовить предложения по реализации комплекса мер, направленных на снижение конечной стоимости авиационного керосина на территории Дальневосточного федерального округа и в труднодоступных районах.
Как пишет Simple Flying в статье Putin Requests Proposals For A New Russian Far-East Airline все это - часть долгосрочной стратегии по заселению и развитию изолированных дальневосточных регионов страны.
Дальний Восток - территория между Байкалом и Беринговым проливом - занимает площадь более 6,2 млн квадратных километров (более трети общей площади России). Западная граница региона на Байкале находится в более 4300 километрах от Москвы. Регион традиционно зависел от воздушного сообщения из-за своей удаленности и менее развитой транспортной инфраструктуры.
Однако Путин давно стремится развивать дальневосточный регион России. Из-за расстояния и медленного экономического развития легче было об этом рассуждать, чем идти на реальные шаги. Но на авиационном фронте в регионе был достигнут определенный прогресс.
В 2012 году российское правительство создало авиакомпанию "Аврора" (совместное предприятие "Аэрофлота" и правительства Сахалинской области). Дальневосточный регион ранее обслуживался несколькими авиакомпаниями, но основная задумка этой авиакомпании заключалась в том, что единая авиакомпания будет приносить большую экономическую выгоду, чем несколько конкурирующих.
Правда, "Аврора" так и не принесла желаемых дивидендов, и в регионе по-прежнему действуют несколько авиакомпаний, включая иркутские компании "Ангара" и "ИрАэро", а также якутскую "Якутия".
Сейчас аэропорты региона ремонтируются и модернизируются. В сентябре 2019 года правительство России объявило, что будет реконструировать и модернизировать 40 аэропортов в дальневосточном регионе (планируемая дата завершения работ - 2024 год). Улучшенная инфраструктура должна привлечь дополнительные туристические потоки и иностранные инвестиции в регион.
Российское правительство ввело систему электронных виз для граждан 18 стран, въезжающих в Россию через дальневосточные аэропорты.
Новая дальневосточная авиакомпания обеспечит улучшение транспортного сообщения и может помочь открыть изолированный регион для широкой публики (что неудивительно, поскольку китайцы крайне заинтересованы в этом регионе как по стратегическим, так и по экономическим причинам). Авиакомпания также будет выгодна для российской экономики в целом, если, как предполагает Flight Global, Путин действительно хочет использовать самолеты местного производства в авиапарке новой авиакомпании. "Аэрофлот" не совсем согласен с этой идеей. Как сообщается, он предпочел бы активизировать деятельность авиакомпании "Аврора", использовать существующий авиапарк и инфраструктуру. В этом может быть экономический резон, но пока неясно, что приоритетнее - экономические или политические потребности.