Нет партий – нет демократии
Читать на сайте Вестник КавказаВ медиа-центре «Ир» прошел круглый стол, посвященный развитию многопартийной системы в Южной Осетии и гражданскому обществу. В мероприятии приняли участие лидеры политических партий Южной Осетии, в том числе вновь создаваемых социал-демократической партии и партии «Ирон», представители неправительственного сектора, депутаты парламента, эксперты и политологи. Также в работе круглого стола принял участие директор Информационно-аналитического центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, главный редактор ВК Алексей Власов.
Открывая круглый стол, президент центра Ирина Гаглоева отметила, что перед всеми партиями, движениями, заинтересованными в демократической и развитой Южной Осетии стоит задача цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований. «Процесс становления правовой государственности требует времени. Он проходит вместе с формированием гражданского общества и требует конкретных целевых усилий. Мы пока в большей степени общество политическое, гражданские цели в значительном смысле только продекларированы. И, тем не менее, развитие в этом направлении идет. Мы сегодня можем говорить о многопартийности, у нас широкий спектр НПО, и эта тенденция все более и более активизируется», - сказала Гаглоева.
В ходе обсуждения участниками были высказаны различные точки зрения и взгляды на развитие многопартийной системы в республике. Лидер партии «Фыдыбаста» Вячеслав Гобозов уверен, что существование политических партий в демократическом обществе - это реальность. «Нет демократического общества, где нет партий. Это факт. Поэтому сегодня лучше обсуждать не то, нужны Южной Осетии партии или нет, а то, как построить нормальную многопартийную систему», - сказал он, отметив и тот факт, что сегодняшняя система имеет много недостатков. По его мнению, ничего страшного в этом нет, учитывая то, что в условиях постоянной военной угрозы не было условий для нормального строительства партий. Поэтому сегодня, по его мнению, требовать от партий чего-то запредельного, не надо.
Лира Цховребова, лидер НПО «Женщины за демократию и права человека» дала определение многопартийности как основы демократического государства: «Для чего она нужна? Во-первых, чтобы обуздать бюрократию государств, второе – чтобы пресечь монополию одной партии над властью. Это однозначно. Я не думаю, что многопартийная система – это плохо. Это нам нужно, особенно сегодня».
Речь на круглом столе зашла о том, насколько широко Южная Осетия представлена в информационном пространстве. Алексей Власов отметил, что в России Южная Осетия чаще всего фигурирует в контексте отношений с Грузией: «Это определяется августовскими событиями и геополитическими реалиями Кавказа. Но прошло два года, в стране идет процесс становления самостоятельной государственности, идут интересные, сложные, противоречивые процессы. А если посмотреть основные российские информационные структуры, то картина очень печальная. Южная Осетия – это не субъект отношений, а объект отношений». В этой связи он предложил активнее использовать межпартийные и молодежные коммуникации между РЮО и РФ, российские информационные ресурсы.
В свою очередь, Вячеслав Гобозов отметил, что на сегодняшний день серьезная опасность состоит и в том, что в последнее время российские политологи и журналисты начали говорить о Южной Осетии как о несостоятельном государстве. Причем речь, по его словам, идет не о том, что у Южной Осетии много проблем, а о том, что она вообще не имеет шансов состояться как государство. «Это происходит от того, что Южная Осетия мало присутствует в информационном пространстве. Эти годы у нас ограничиваются освещением деятельности органов власти, единичными событиями. Нет целостной концепции представления Южной Осети во внешнем информационном пространстве», - сказал Гобозов.
Было сказано и о том, какая избирательная система наиболее приемлема для Южной Осетии в сегодняшних условиях. По мнению Алексея Власова, «мажоритарка» для стран Южного Кавказа больше отвечает менталитету и традициям, и она более уместна и более приемлема. Вячеслав Гобозов отметил, что такая система в Южной Осетии тоже была и ее недостатки известны: «В первую очередь то, что мажоритарные округа в Южной Осетии очень маленькие, и в этой ситуации выдвигались депутаты не те, которые представляли какие-то программы и могли что-то сделать. Я все-таки согласен с тем, что у нас оптимальным является создание равных условий для граждан и политических партий. У нас была и смешанная система. Но наша беда в том, что она меняется от выборов к выборам. У нас еще ни разу выборы не проходили по одно и той же системе в два парламента. В любом случае, для того, чтобы оценить преимущества или недостатки той или иной системы, нужно хотя бы два-три раза провести выборы по этой системе».
Начальник отдела по внутренне политике администрации президента РЮО Мераб Зассеев представил проект программы становления и развития гражданского общества в РЮО, как составной части государственности. Участники круглого стола предложили детально ознакомиться с проектом и сделать его предметом отдельного обсуждения. В завершение обсуждения Ирина Гаглоева отметила, что курс на строительство демократического, гражданского правового общества закреплен в Конституции республики и положительные тенденции обеспечат работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества.
Открывая круглый стол, президент центра Ирина Гаглоева отметила, что перед всеми партиями, движениями, заинтересованными в демократической и развитой Южной Осетии стоит задача цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований. «Процесс становления правовой государственности требует времени. Он проходит вместе с формированием гражданского общества и требует конкретных целевых усилий. Мы пока в большей степени общество политическое, гражданские цели в значительном смысле только продекларированы. И, тем не менее, развитие в этом направлении идет. Мы сегодня можем говорить о многопартийности, у нас широкий спектр НПО, и эта тенденция все более и более активизируется», - сказала Гаглоева.
В ходе обсуждения участниками были высказаны различные точки зрения и взгляды на развитие многопартийной системы в республике. Лидер партии «Фыдыбаста» Вячеслав Гобозов уверен, что существование политических партий в демократическом обществе - это реальность. «Нет демократического общества, где нет партий. Это факт. Поэтому сегодня лучше обсуждать не то, нужны Южной Осетии партии или нет, а то, как построить нормальную многопартийную систему», - сказал он, отметив и тот факт, что сегодняшняя система имеет много недостатков. По его мнению, ничего страшного в этом нет, учитывая то, что в условиях постоянной военной угрозы не было условий для нормального строительства партий. Поэтому сегодня, по его мнению, требовать от партий чего-то запредельного, не надо.
Лира Цховребова, лидер НПО «Женщины за демократию и права человека» дала определение многопартийности как основы демократического государства: «Для чего она нужна? Во-первых, чтобы обуздать бюрократию государств, второе – чтобы пресечь монополию одной партии над властью. Это однозначно. Я не думаю, что многопартийная система – это плохо. Это нам нужно, особенно сегодня».
Речь на круглом столе зашла о том, насколько широко Южная Осетия представлена в информационном пространстве. Алексей Власов отметил, что в России Южная Осетия чаще всего фигурирует в контексте отношений с Грузией: «Это определяется августовскими событиями и геополитическими реалиями Кавказа. Но прошло два года, в стране идет процесс становления самостоятельной государственности, идут интересные, сложные, противоречивые процессы. А если посмотреть основные российские информационные структуры, то картина очень печальная. Южная Осетия – это не субъект отношений, а объект отношений». В этой связи он предложил активнее использовать межпартийные и молодежные коммуникации между РЮО и РФ, российские информационные ресурсы.
В свою очередь, Вячеслав Гобозов отметил, что на сегодняшний день серьезная опасность состоит и в том, что в последнее время российские политологи и журналисты начали говорить о Южной Осетии как о несостоятельном государстве. Причем речь, по его словам, идет не о том, что у Южной Осетии много проблем, а о том, что она вообще не имеет шансов состояться как государство. «Это происходит от того, что Южная Осетия мало присутствует в информационном пространстве. Эти годы у нас ограничиваются освещением деятельности органов власти, единичными событиями. Нет целостной концепции представления Южной Осети во внешнем информационном пространстве», - сказал Гобозов.
Было сказано и о том, какая избирательная система наиболее приемлема для Южной Осетии в сегодняшних условиях. По мнению Алексея Власова, «мажоритарка» для стран Южного Кавказа больше отвечает менталитету и традициям, и она более уместна и более приемлема. Вячеслав Гобозов отметил, что такая система в Южной Осетии тоже была и ее недостатки известны: «В первую очередь то, что мажоритарные округа в Южной Осетии очень маленькие, и в этой ситуации выдвигались депутаты не те, которые представляли какие-то программы и могли что-то сделать. Я все-таки согласен с тем, что у нас оптимальным является создание равных условий для граждан и политических партий. У нас была и смешанная система. Но наша беда в том, что она меняется от выборов к выборам. У нас еще ни разу выборы не проходили по одно и той же системе в два парламента. В любом случае, для того, чтобы оценить преимущества или недостатки той или иной системы, нужно хотя бы два-три раза провести выборы по этой системе».
Начальник отдела по внутренне политике администрации президента РЮО Мераб Зассеев представил проект программы становления и развития гражданского общества в РЮО, как составной части государственности. Участники круглого стола предложили детально ознакомиться с проектом и сделать его предметом отдельного обсуждения. В завершение обсуждения Ирина Гаглоева отметила, что курс на строительство демократического, гражданского правового общества закреплен в Конституции республики и положительные тенденции обеспечат работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества.