Народная память не допустит провокаций

Читать на сайте Вестник Кавказа

«Черному январю» или как его еще называют в Азербайджане «Кровавому» — 20 января исполняется 30 лет. Эта дата в республике навсегда стала Днем всенародной Скорби. Тогда под гусеницами танков, от автоматных очередей, выпущенных военнослужащими Советской Армии, погибли сотни мирных людей разных национальностей: азербайджанцы, русские, армяне, евреи, татары. Сегодня мы поминаем невинные жертвы. Очень жаль, что в российских СМИ появились материалы, в которых эти трагические события представляются весьма однобоко: сугубо в свете армяно-азербайджанского конфликта из-за территориальной принадлежности Нагорного Карабаха, пишет Полит.ру.

Предтечей трагических событий в Баку стал так называемый сумгаитский погром, произошедший двумя годами ранее в феврале 1988 года. Поскольку многие его называют отправной точкой нового витка азербайджано-армянского конфликта, о той трагедии стоит рассказать поподробнее.

В 1960-х годах бурно развивающийся промышленный Сумгаит, располагающийся на севере Баку, вполне мог посоперничать за титул одного из самых интернациональных городов Советского Союза. В школах в одном классе учились представители до 10 разных национальностей. Самыми большими группами населения города были азербайджанцы, русские, армяне и евреи.

Детонатором конфликта послужил важный эпизод вокруг Нагорного Карабаха (НКАО). Эта область с преимущественно армянским населением во времена СССР входила в состав Азербайджана на правах автономии.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО приняла решение о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Одновременно сессия ходатайствовала перед Верховным Советом СССР о положительном решении вопроса. В Азербайджане, естественно, были категорически против. Но не только там. 21 февраля в постановлении Политбюро ЦК КПСС это требование было представлено как принятое в результате действий «экстремистов» и «националистов».

Тем не менее, в самом Карабахе, а также в Армении, в основном приграничных районах, где компактно проживали азербайджанцы, произошли столкновения на национальной почве. По сути, с того момента началось массовое изгнание азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана.

В позднесоветскую эпоху страшное слово «беженец» впервые прозвучало в Азербайджане как раз в 1988 году, с появлением бежавших азербайджанцев. Карабахский конфликт только начинался, но в Армении уже стали притеснять азербайджанцев, живущих там с давних времен. Начались гонения.

С 1988 по 1989 годы, согласно официальной статистике, в Азербайджан из соседней республики переехали 219 776 человек. Статус беженцев выходцы из Армении получали без каких-либо проволочек. Надо заметить, примерно столько же армян вынуждены были покинуть Азербайджан.

Зимой 1988 года в доселе мирный Сумгаит начали приезжать люди, называвшие себя «беженцами из Карабаха». Обстановка в городе стала накаляться.

Первый сумгаитский митинг 26 февраля был относительно немноголюдным, на втором, организованном на следующий день присутствовали тысячи людей, причем многие прибыли на площадь по указанию руководителей предприятий и учреждений. Очевидцы утверждают, что были разные лозунги, в том числе за территориальную целостность республики. Впрочем, некоторые выступающие (об этом ниже) попытались подтолкнуть к незаконным действиям.

К сожалению, это удалось. 27 февраля вечером митинг перерос в насилие, продлившееся три дня. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе беспорядков погибло 26 граждан армянской и 6 граждан азербайджанской национальности, более ста человек ранено. По неофициальным же оценкам число убитых исчислялось сотнями. Кроме того, в ходе операции по наведению порядка телесные повреждения различной степени тяжести получили 276 военнослужащих.

Союзная прокуратура возбудила уголовные дела по 80 эпизодам. К судебной ответственности привлекли 94 рядовых участника — преимущественно подростков и юношей. Ахмед Ахмедов, был приговорён к смертной казни.

Согласно следственным материалам главным организатором сумгаитских событий оказался трижды судимый уголовник Эдуард Григорян — армянин по национальности. Следствие выявило, что он принимал активное участие в грабежах и лично убил шестерых армян.

Накануне сумгаитских событий Григорян и его братья поддерживали тесную связь с армянскими эмиссарами из Нагорного Карабаха. Ими был составлен список адресов карабахских армян, не желающих признавать армянский сепаратизм и отказывающихся перечислять деньги в их фонды. 27 февраля Григорян и К прибыли на площадь, представившись как «азербайджанцы из Кафана» (армянский приграничный район). Григорян выступил на площади с речью, в которой сказал, что в Кафанском районе армяне массово истребляют азербайджанское население, и призвал толпу мстить. Он выкрикнул: «У меня есть список адресов армян, я знаю, куда надо идти». Далее он со своей бандой, состоящей почти из 100 человек, направился по этим адресам для учинения погромов и грабежей.

Григорян приговорен судом СССР к 12 годам тюремного заключения, для отбывания наказания был отправлен в Армению, где спустя несколько лет освобожден из-под стражи. Сейчас по некоторым данным он проживает в Подмосковье.

Сумгаит сделал военный конфликт между Арменией и Азербайджаном неизбежным. Хотя на тот момент «открытое пламя» конфликта удалось потушить, но костер до поры до времени продолжал тлеть, чтобы через два года разгореться.

В начале 1990 года в Баку снова вспыхнули митинги, а на границе между Армянской ССР и Азербайджанской ССР начались бои с применением артиллерии.

Правда, это уже была другая эра. Эра борьбы союзных республик за независимость. 13 января, набравший авторитет Народный фронт Азербайджана (НФА), провел в Баку на площади имени Ленина митинг с требованием отставки первого секретаря ЦК Компартии Азербайджанской ССР Абдурахмана Везирова, который, по мнению митингующих, не смог обеспечить безопасность азербайджанского населения в Нагорном Карабахе и прилегающих районах.

Лидеры НФА не хотели погромов и даже организовали спасение армян. Правление Народного фронта выступило с заявлением, осуждающим совершённые преступления. НФА обвинил республиканское руководство и Москву в сознательном невмешательстве для того, чтобы оправдать введение войск в Баку и не допустить фронт к власти в Азербайджане.

Напомним, подразделения Советской армии были введены в Баку 20 января 1990 года. Этот день навсегда стал Днём скорби в республике. Вооруженные силы применили против мирного населения танки и стрелковое орудие. Погибло более 130 человек, большинство из которых азербайджанцы.

Первоначально Москва мотивировала проведение военной акции необходимостью защиты армянского населения, однако 26 января 1990 года министр обороны СССР Дмитрий Язов, выступая на пресс-конференции, открыто признал, что целью военной операции было не допустить свержение Народным фронтом власти коммунистической партии. Даже Армянское общенациональное движение (АОД) осудило действия военных. В заявлении правления АОД, в частности, говорилось: «После долгих колебаний центральные власти 20 января 1990 года решились прибегнуть в Азербайджане к радикальным мерам с тем, чтобы овладеть вышедшей из-под контроля ситуацией. Это было предпринято не с целью обеспечения безопасности армянского населения республики, а лишь для предотвращения создавшейся серьёзной угрозы существованию советской власти. С нашей точки зрения, происходящие события должны быть расценены как нарушение суверенных прав Азербайджанской республики, что в дальнейшем может отрицательно отразиться также и на судьбе других союзных республик».

Одновременно правозащитники их Human Rights Watch утверждают, что большинство фактов, в частности, документы военной прокуратуры, свидетельствует, что военная акция планировалась ещё до погромов в Баку.

Но время лечит. Конечно, до мирного урегулирования армяно-азербайджанского противостояния еще далеко, но активные боевые действия на границе давно не ведутся.

Что касается российско-азербайджанских отношений, то они как никогда находятся на высоком уровне. Регулярно проходят встречи и визиты первых лиц государств. В Азербайджане успешно работают многие российские компании, в первую очередь энергетические, фармацевтические, автопрома. Углубляется сотрудничество в военно-технической сфере. Наконец, недалеко то время, когда количество российских туристов достигнет одного миллиона в год.

Русская община в Азербайджане самая многочисленная в Закавказье, Азербайджан — единственная страна в регионе, где действует бакинский славянский университет, работают русские школы, где преподают исключительно на русском.

За счет тактики мелких провокаций, информационных вбросов вбить клин в атмосферу дружбы и партнёрства двух стран никому не удаться. Азербайджан открыт миру, настроен на диалог и готов к решению самых острых вопросов.