Возможен ли тайный альянс Израиля и Саудовской Аравии
Читать на сайте Вестник КавказаМинистр иностранных дел Израиля Исраэль Кац заявил в интервью Middle East Eye, что уверен в проектах по сближению Израиля и стран Персидского залива, но аналитики ставят под вопрос сроки и масштабы сотрудничества В статье Gulf-Israel ties: A new Middle East or a distraction from domestic chaos? Middle East Eye утверждает, что в центре Ближнего Востока Кац пытается организовать новую региональную динамику, но есть сомневающиеся в его подходе.
Ряд израильских экспертов считает, что разговоры о проектах, которые сблизят арабские страны Персидского залива с Израилем связаны с формированием нового правительства, а не современного Ближнего Востока. В октябре Кац объявил о попытке подписать соглашение о ненападении с арабскими странами Персидского залива при поддержке премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Формально, ни один из шести членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива не признает Израиль, но цель соглашения - проложить путь к будущим мирным договорам.
Другой проект, впервые обнародованный в прошлом году, но начатый только недавно, ”Пути к региональному миру” - железная дорога из Израиля в Саудовскую Аравию через Иорданию. Цель проекта - соединить королевство и Израиль по железной дороге в обход опасных морских путей. Маршрут будет проложен вдоль некогда важной Хиджазской железной дороги, которая до 1920 года вела из Дамаска в Медину с ответвлением в Хайфу. Новая железная дорога не будет проходить по территории Сирии. ”На иранскую угрозу необходимо отвечать мерами безопасности, но в то же время у нас есть историческая возможность для создания как гражданского сотрудничества, так и союза безопасности между Израилем и умеренными арабскими странами и развития регионального сотрудничества, - сказал Кац. - Эти соглашения имеют огромное значение для Израиля, поскольку официально означают прекращение конфликта и взаимное обязательство не сотрудничать с враждебными образованиями, которые прибегают к насилию в отношении одной из задействованных стран. Таким образом создается основа для гражданского и экономического развития до подписания мирных соглашений”.
По словам Каца, нынешний политический кризис в Израиле не повлияет на его дипломатические усилия и ”не будет иметь никакого значения для прогресса, достигнутого как с американской администрацией, так и с арабскими государствами”.
Но как быть с палестинцами, борющимися с израильской оккупацией, в основном враждебно настроенными по отношению к Саудовской Аравии и наблюдающими за нынешним процессом нормализации? ”Они никак не комментируют данную ситуацию”, - сказал министр иностранных дел Израиля. Но это не совсем точно. Палестинцы придерживаются позиции полного отказа от любого проекта, даже если отрезок пути возле Дженина может быть им полезен.
Кац также упомянул, что участие в проектах предлагаются партнерам за пределами региона, например, Греции и Италии.
Ядерный регион
Главное беспокойство Израиля заключается в том, что, если у Ирана появится ядерное оружие, саудовцы попросят пакистанцев, чья ядерная программа частично финансируется Саудовской Аравией, разрешить королевству разместить на их территории самолет, способный нести ядерные бомбы.
Аргентина недавно поставила в Эр-Рияд ядерный исследовательский реактор, и ранее в этом году сообщалось, что Саудовская Аравия приобрела систему противоракетной обороны "Железный купол", хотя никто в Израиле официально не подтверждает эту информацию.
По мере того, как Саудовская Аравия приближается к ядерному порогу, израильские эксперты полагают, что Тель-Авив обеспокоен гораздо сильнее, чем показывает. Экспертов тревожит вопрос, что случится, если к власти придут более радикальные режимы? Кац ответил на этот вопрос коротко: ”Я не хочу об этом говорить”.
Старые секреты
Обсуждаемый ”тайный альянс” между Израилем и Саудовской Аравией уже совсем не секрет. У государств есть общие интересы, но по-прежнему существует множество аспектов стратегического партнерства, которое восходит к концу 1960-х годов и остается в тайне. ”Значительная часть этого сотрудничества все еще замалчивается”, - заявил Дани Ятом, бывший глава ”Моссада” и военный секретарь экс-премьера Ицхака Рабина в 1990-х. На обеих должностях Ятом участвовал в разведывательном сотрудничестве между саудитами и израильтянами, которое процветает в последние годы, особенно с появлением группировки ИГИЛ (запрещена в РФ). ”На пике террористической активности ИГИЛ саудовцы понимали, что им нужна сильная военная держава”, - сказал Ятом.
”Они не доверяли Трампу настолько, чтобы положиться на него, и обратились за помощью к Израилю. Этот шаг никогда официально не подтверждался Израилем, хотя в интересах Тель-Авива не скрывать отношения, чтобы лучше ориентироваться в мусульманском пространстве”.
Движение в заданном направлении продолжается. Отношения между Саудовской Аравией и Израилем больше не ограничиваются случайными фотосъемками высокопоставленных лиц, стоящих рядом, а также преднамеренными или непреднамеренными утечками информации. Послание звучит громко и ясно, особенно с израильской стороны, хотя для саудовцев, возможно, это чересчур, поэтому они намного более осмотрительны в своих комментариях.
Преувеличение важности отношений?
Саудовская Аравия почти никак не отреагировала, когда американцы перенесли свое посольство в Иерусалим в мае прошлого года. При необходимости, по словам наблюдателей, королевство использует Бахрейн в качестве доверенного лица, чтобы донести то, о чем они не хотят говорить в открытую. ”Комментарии Бахрейна чрезвычайно дружелюбны по отношению к Израилю”, - сказал Йоэль Гузанский, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS) в Тель-Авиве и автор нескольких книг по странам Персидского залива. ”Зачастую даже создается впечатление, что это заявления правящей партии ”Ликуд””, - пошутил он.
До INSS Гузанский работал в совете национальной безопасности в канцелярии премьер-министра, координируя работу по Ирану. Он чрезвычайно скептически относится к происходящему, утверждая, что изображаемая израильскими законодателями значимость отношений преувеличена в связи с внутренним политическим кризисом. ”Все, о чем говорит Кац, сильно преувеличено и идеализировано, - считает эксперт. Когда Саудовская Аравия отказалась от Америки в качестве великого защитника от иранской угрозы, она стала более благосклонна к Израилю, но сейчас королевство не отвергает возможность проведения переговоров с Ираном”. Саудовская Аравия, по его словам, посылает Ирану сигналы о готовности к переговорам через Ирак и Пакистан.
Атака на нефтяные объекты королевства 14 сентября, к которым, по мнению экспертов, причастен Иран, подчеркнула важность отношений с Израилем, но только на данный момент. ”Пока есть общий враг, Иран, а Америка не такой уж и надежный союзник, поскольку она не отреагировала на нападение 14 сентября, отношения с Израилем ухудшаться не будут”, - сказал Гузанский.