Россия – Азербайджан: планы на 2020-е
Читать на сайте Вестник КавказаВ ходе прошедшего на днях в Москве круглого стола "Россия – Азербайджан: итоги 2019 года", эксперты, обсуждавшие состояние и перспективы двусторонних отношений, сошлись во мнении, что сегодня наращивается экономическое сотрудничество, нацеленное на увеличение объемов торговли и встречных инвестиций, развитие транспортного потенциала, создание совместных производств.
Так, руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин считает российско-азербайджанские отношения уникальными для постсоветского пространства: "С одной стороны Азербайджан не входит, помимо СНГ, ни в одну из организаций, которые продвигала Россия. С другой – наш характер отношений показывает, что Азербайджан является чуть ли одним из наиболее последовательных сторонников России и партнеров во многих вопросах - от безопасности до инфраструктуры, включая экономику, а также политический уровень".
По мнению эксперта, географически у Азербайджана не много возможностей стать частью какой-то большой системы, которая способствовала бы развитию экономики, выходу за рамки его географической данности. "В такой ситуации Азербайджан прагматично сделал ставку на развитие адресных направлений сотрудничества, по которым есть объективные преимущества. Так, с ЕС у него складывается очень четкая картина по энергетическому сотрудничеству. Несмотря на то, что ЕС заинтересован в альтернативных энергоресурсах, именно Азербайджан является основным спонсором и инициатором всех проектов. Да, есть политическая поддержка Южного газового коридора, но если посмотреть на состав акционеров, кто его строил, то по большой части это SOCAR, турецкие компании. BP традиционно является партнером, однако инициатором всего был именно Азербайджан", - заявил Станислав Притчин.
Он акцентировал внимание на том, что Западу хотелось бы противопоставлять два энергетических потока: российские направления снабжения, ”Турецкий поток” и Трансанатолийский трубопровод (TANAP), который совсем недавно торжественно запустили. Есть искушение показать, что Азербайджан с Россией конкурирует за одни и те же рынки. Это в интересах наших недоброжелателей. Но с технической точки зрения, здесь налицо возможности для сотрудничества, для синергии. Недавно Владимир Путин обозначил, что есть проблемы с ”Балканским потоком”. То есть ”Турецкий поток” будет достроен в январе, его откроют, Россия получит техническую возможность поставлять газ в Турцию, но дальнейшие поставки через Болгарию затруднены. В таких условиях у нас остается не так много опций для этого газа, в том числе TANAP и TAP, которые находятся на высокий стадии строительства. Соответственно, здесь появляется возможность для сотрудничества".
Позиция Азербайджана, по мнению эксперта, всегда была такая: "Мы готовы выходить на южные рынки Европы, но не создавая излишней конкуренции с ”Газпромом”, потому что это не в интересах прагматичного Азербайджана. Когда появляется конкуренция, когда появляются два поставщика, у любого покупателя есть возможность игры на снижение газовых цен. В этом никто не заинтересован, поэтому южное направление для экспорта для ”Газпрома” и SOCAR является очень важным и перспективным, в том числе и для совместной работы на этих рынках, координации и устранения излишней конкуренции".
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев одним из основных потенциальных направлений для роста экономического сотрудничества назвал аграрный сектор и сельскохозяйственное машиностроение: "Эти проекты обсуждаются, Азербайджан регулярно закупает технику для уборки и посева хлопка, зерновых культур. Российские производители уже имеют планы развертывания сборочных предприятий в Азербайджане на имеющейся базе автомобильной сборки". Другим направлением развития сотрудничества эксперт назвал развитие общего фармацевтического рынка.
"Азербайджан постепенно втягивается в пространство, сформированное Евразийским союзом, с новыми техническими регламентами, с новыми параметрами торговли. Чем больше готовой продукции будет производиться в Азербайджане с учетом тех параметров, которые заложены в ЕАЭС, чем больше их будет продаваться в Казахстане, в России, в Белоруссии, тем успешнее Азербайджан будет двигаться в это направление. Причем речь идет не о вступлении в ЕАЭС, а о расширении взаимодействия с ядром евразийской интеграции", - полагает Александр Караваев.
"Еще одно направление которое могло бы стать импульсом дальнейшего нашего развития - электроэнергетика. Если мы не будем обсуждать эту тематику, которая может быть реализована не только в виде АЭС, а в каком-либо другом виде, то мы не сможем полноценно продвинуть уровень нашего взаимодействия на более высокий, подняться на ступеньку выше. От этого зависит строительство новых металлургических предприятий, которые в Азербайджане были заморожены с учетом кризиса на глобальных рынках металлов, прежде всего алюминия, и с учетом того, что не хватает электроэнергетических мощностей. Даже если говорить о развитии МТК Север-Юг, то пропускная способность электрических локомотивов через территорию Азербайджана тоже будет зависеть от того, насколько бесперебойным будет снабжение электричеством вдоль железнодорожных транспортных магистралей", - заявил Караваев.