Гюльнара Мамедзаде: "Россия и Азербайджан зафиксировали очень серьезный уровень партнерства"
Читать на сайте Вестник КавказаРуководитель Каспийского экспертного клуба, заместитель директора информационного агентства Trend Гюльнара Мамедзаде рассказала "Вестнику Кавказа" о приоритетах российско-азербайджанских отношений.
- Какие направления российско-азербайджанских отношений вам представляются наиболее перспективными? Есть ли задел, чтобы углубить двусторонние контакты?
- Россию и Азербайджан связывает обширная программа взаимодействия. Мы всегда подчеркиваем стратегический характер партнерства. Думаю, что в дальнейшем будет развиваться взаимодополняемость усилий России и Азербайджана на международном уровне в плане участия в различных трансрегиональных проектах, затрагивающих вопросы энергетических и транспортных коммуникаций. У России и Азербайджана на этом направлении огромное поле возможностей. Что касается вопросов экономического характера, то существует несколько дорожных карт, причем до 2024 года программа действий уже определена. В ходе недавнего визита первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой в Москву были также определены новые направления дальнейшего взаимодействия, представляющее интерес и для Азербайджана, и для России. Будет продолжен гуманитарный обмен, укрепляющий устойчивый политический фундамент, который заложили президенты России и Азербайджана, как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу.
- Какую роль в двустороннем взаимодействии играет межвузовское сотрудничество?
- Межвузовское сотрудничество налажено на очень хорошем уровне. Студенчество, молодежь - будущее наших стран. Студенты-азербайджанцы, получающие образование в России, перенимают тот огромный опыт, который накоплен в РФ. Обмен потоками по линии вузов имеет огромное значение, ведь молодые люди - носители будущего, элемент преемственности между поколениями.
Большую роль играет фактор русского языка. Очень важно, что в Азербайджане отношение к русской культуре, к русскому языку как на уровне государственной политики, так и на уровне общества очень высоко поддерживается и оценивается.
- Какой эффект даст открытие моста через реку Самур?
- Значение открытия моста через реку Самур подчеркивалось в ходе встреч первого вице-президента в Москве. Это элемент приграничной торговли, элемент межрегионального взаимодействия Азербайджана с субъектами РФ, это и чисто человеческий обмен, и решение вопросов для проживающих в этих регионах граждан в плане малого и среднего предпринимательства. Это налаживание торговых коммуникаций на уровне тех граждан, которые непосредственно проживают в регионе. Все это благоприятно сказывается на политических договоренностях. Это показатель того, как наши страны могут на местах оперативно и с пользой для населения решать проблемы.
- Мосты имеют не только утилитарное значение, но и глубокий символизм… Почти полтора года назад была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Как сейчас продвигается прикаспийское сотрудничество?
- В первый год после подписания Конвенции наблюдалась позитивная динамика. Как страны каспийского региона, так и другие государства демонстрировали свой интерес к развитию этого направления взаимодействия. Но сейчас мы видим, что в каспийском регионе все еще остается комплекс проблем, которые предстоит решать. Думаю, лучше решать их в режиме реального времени. Сейчас на уровне рабочих групп идут консультаций. Желательно, чтобы каспийский вопрос не уходил на периферию.
- Российские регионы очень ждут, когда в полную силу заработает коридор Север-Юг. Азербайджан уже выполнил свои обязательства, теперь осталось доделать свою часть Ирану. Что тормозит процесс?
- МТК Север-Юг охватывает большой комплекс вопросов, причем не только экономического, но и политического характера. Важно учитывать ту ситуацию, которая складывается сегодня вокруг Ирана. Что же касается Азербайджана, то он свои обязательства на этом направлении - от инвестирования до технической реализации - выполняет. Сейчас мы ждем решения определенного комплекса вопросов с иранской стороны. Этот проект долгосрочный, он перспективный. Ожидать каких-то быстрых решений, быстрой исполняемости сложно. Но к проекту серьезное внимание проявляют как руководители России, Азербайджана, так и Ирана. Так что у этого проекта есть будущее.
- Какие тренды будут актуальны для российско-азербайджанских отношений в 2020 году?
- Уходящий год стал для нас в некотором роде инновационным, потому что характер визитов, которые мы отмечали за последние два года, дает нам серьезные ожидания на перспективу. Россия и Азербайджан зафиксировали очень серьезный уровень партнерства. Азербайджан придерживается многовекторной политики, но российский вектор занимает стабильное положение как наиболее приоритетный вектор. Это, кстати, продемонстрировал и визит первого вице-президента Мехрибан Алиевой в Москву. Думаю, к этому визиту надо относиться с особым вниманием, потому что тот экономический блок вопросов, который замкнула на себе Мехрибан Алиева, будет наращиваться и в дальнейшем.